Сибирские огни, 1968, №6
но и в кроткой женственности его подруги есть презрение к компромиссам, есть ин стинктивное отвращение к моральному иж дивенчеству и скромная гордость любовью своей. И в этом, как и во всем нравствен ном конфликте поэмы, сказалась нравст венная атмосфера эпохи, этический макси мализм молодого поколения 30—40-х годов, душ евная чистота и свежесть, побеждаю щ ая сложность, а подчас и запуганность эстетических устремлений 20-х годов. Не допуская и малейшего снижения нравст венно-эстетических критериев, сполна вы нося на своих плечах всю тчж еш ь велико го восхождения, где-то и срываясь на очень уж крутых подъемах, где-го и обжигаясь на слишком быстрых взлетах к Прекрасно му,— шла наша молодость к заветному, доказы вала миру могущество и неисчерпа емость своих духовных сил. Поэтому так выстраданно-прозрачны, чеканно точны ее истины, отлитые в совершенен но поэтическо го афоризма. «Любовь! Горят ее костры, мудреют люди в добром свете. Любовь и П равда — две сестры, идущие через сто летья». Когда они придут к порогу, * Ты дверь души Д ля двух открой. В наградах первой мало проку Без одобрения второй. ...И боль и острота ударов, боязнь впасть в слабодушие — многое, многое позади, а ранимость души остается. Остается и свет л ая печаль мудрости, осажденной на дне души опытом всех прошедших лет. Вот и опять любовь ушла. «Ушла Уехала. Умча лась. Свершилось. М ежду тем скажу, пись мо глаголом начиналось несовершенным: ухожу». Нескладной шуткой муку одолеть и замереть, внимательно замкнувшись, на миг забыв о внешнем бурном мире и слушая лишь тишину в себе, в опять опустошенном сердце. Еще раз испытывается его само любие («Пойми, сестрою милосердною при сильном быть я не могу»), еще раз выра ж ается надеж да на его силу, вера в' его духовную стойкость. И мужество сердца остается горьковатой наградой. Конечно, психология женской веры в каж дом индивидуальном случае иная («В твою любовь вошла я бедною, разбогате л а — и бегу»), но тем более питает она, эта всеобщ ая вера, постоянное стремление ге роя понять всю полноту Правды и, пройдя через всю сложность душевных страданий, достичь высшей простоты единственной Ис тины. З а каждой мыслью ощутимо испытанное сердце, закаленное и счастьем и бедой. Где нет скворцов. Там воробьи, Где нет Любви, Там самолюбие. А между тем память беспощадна и под сказы вает на лирической исповеди все просчеты, ошибки, нелепости, содеянные то бой в пору горького разочарования, униже ния, обиды: «Устал чужим себя раздари вать, забыл мечтать о Высоте». Устал... Но мысль постоянно ищет перс пективу, даль, высоту. Д а и не зря верят в силу нашего героя любящие и с верой покинувшие его женщины. Конечно же, на ходит он в себе силы для новою восхож дения к высотам духа. Но не сам по себе, а в единении с такими же, как он сам, кую щими Родине победные крылья в бессонных ночах, в беспокойных сменах тяжелых, за водских будней. Здесь оборонный, Здесь нешуточный. Здесь, будто мир уже гориг. Неумолимый график суточный Н ад всеми смертными царит. Здесь, будто мир уже взрываемся, Тебя заботит вся Земля. Здесь в сторону отодвигается Невзгода личная твоя. Итак, Дина ушла от героя. «Ушла. З а то не упрекаю. Ушла. Не пощ адила честь. И этачит, есть любовь такая, и миру хорошо, что есть». Нужно было вы страдать все предыду щее, чтоб так просветлеть душой, нужно было отречься от своей любви, от себя, чтоб снова прийти к тому единственному верно му решению. И, может быть, от этого про зрения душа обретает богатство чувств и ту способность постигать мир во всей его объемности, которую нам являют видения следующей главы — поэмы «Земля и Вега». Здесь, на далекой Веге, куда так спешил наш герой «в бреду космической езды», как раз и вершится высший суд над ним, превращенным в безнадежного, немощного старца. Но, еще ничего не зная, не предчув ствуя, летит он к вожделенной Веге навст речу небывалой любви: «H ei, все же т я готение любви всесильней, чем земное тя готенье». Но «чем невесомей тело у меня, тем тяж елей, тем полновесней мысли». Именно поэтому рефреном проходит через всю поэму о Веге тревога за родную Зем лю, нарастающее чувство жгучей ответст венности за все, на ней происходящее. Сравнение, найденное для выраж ения этой ответственности, столь задуш евно, трепет но раскрывает ее, что убеж дает единствен ностью и свежестью образного решения этой хорошо освоенной поэтами пробле мы: «Земля моя, тревожно мне порой, как будто в тесном доме без привычки детей своих оставил за игрой и не прибрал, и не припрятал спички». Действительно, что может быть острей и сердечней родительского чувства? Чье сердце может сравниться с материнским и отцовским в бескорыстии любви, в готов ности вы держ ать все ради благоденствия детей своих? Точность и глубина этого об раза, поразительно простого и емкого, рож дает ощущение того, что в четвертой части «Седьмого неба» продолж ает нарастать объемность богатого подтекстом мыслеоб- раза,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2