Сибирские огни, 1968, №6
го народа, устремленного в едином молодом порыве ко взятию небывалых высот. «Л е тел через года тридцатые стремительный моторный век. И захотела стать крылатою страна саней, страна телег». Во всем счастливая стремительность, ду ш евная окрыленность, напряжение дел и учебы. И в этой общей радостной устрем ленности, в этой атмосфере свершений и побед возникает острый драматизм первого полета. «Полет! Из всех самостоятельных, из всех хороших и плохих, лишь три поле та знаменательных еще свистят в ушах моих». В этот полет вкладывает герой все свое влюбленное сердце, впервые безбоязненно раскрывает любовь свою — нет, не в словах, а в высших фигурах пилотажа, совсем по забыв о несовершенстве конструкции ф анер ного самолетика, «одетого в мадеполам». Д уш а поет: рядом сидит любимая, наступа ет счастливое опьянение высотой и властью неба. Лирический монолог напоен радостью, все слова пронизаны нежностью, интонация гибко их сплавляет в единый поток, несу щий музыкальную тему блаж енства и тор ж ества любви: «Лети, не бойся. Мной хра нимую, тебя, тебя, мою красу, тебя, тебя, мою любимую, в седьмое небо унесу». Нет предела мечте, бесконечно прекрасен мир, если ты молод, полон сил, если гы ле тишь с любимой и чувствуешь себя могу щественным, способным своей первой любви показать Седьмое небо. Недосягаемое ка ж ется близким, достижимым вот сейчас... «И вдруг: снижение.. Снижение... Близка земля... Кусты... Трава... Закон земного при тяж ения вступил в жестокие права». Катастрофа возникает в образе слепяще- багряного, чудовищного цветка, словно з а полнившего всю Вселенную и с молниенос ной быстротой надвигающегося на твое счастье, на твой светлый мир, ломающего твою судьбу. И вот опять все недосягаемо: и Седьмое небо, и Любовь. Ж изнь любимой в опасности, а виноват лишь ты один. Ког да герой приходит в сознание, он видит ли цо своего друга Бориса таким [невным, слышит страшные слова его («Ж ива не для тебя!») и понимает, что все кончено. В сознании трех людей произошли ге необ ратимые сдвиги, которые развели пути лю бящих, и, может быть, навек. Лиш ь наме чая характеры, завязы вая первый сюжет ный узел, поэма о первой высоте заканчи вается символически: «Я звал — и слышала Земля: — М арьяна!.. Где ты?. Г д е ?.— Вы сокая любовь моя осталась на звезде» Слова финала таковы, что будто призы вают нас запомнить их для будущего. Их многозначность несомненна, однако раскры вается еще 'не скоро. Через год Вас. Федоров заканчивает вто рую главу поэмы «Ч уж ая жизнь». Опять втроем едут наши герои на военный авиа завод в глубину Сибири («Борис с М арья ною... и я, недавно ставший третьим лиш ним»), Уже в начале поэмы возникает скользящий образ раненой птицы, который пролетит потом и по другим поэмам-главам «Седьмого неба». Все чаще, хотя и постепенно, подспудно нарастающ ая многозначность образов вы тесняет подробные описания. Вот идет ге рой на новоселье к Борису и Марьяне ту манной поймой Ангары и вскользь зам еча ет: «Был берег близкий очень низкий, а бе рег дальний был крутой». Именно здесь на ходит он рыжего котенка: «Друзьям в их новоселье я внес певучее, живое благосло вение свое». Именно это благословение вы зовет потом ответное благословение М арья ны, так легко разрушающее семейное счастье нашего героя. Пунктир символов, едва на меченных подтекстов создает укрепляю щуюся из поэмы в поэму атмосферу глубо кого дыхания, образной наполненности, то го, что можно, назвать «образным колод цем»: сколько ни черпай, а он полон. В простом, без лишних слов, рассказе о чужом семейном счастье, об изменениях в облике любимой проскальзывает, будто мерцая, сумрачный свет любви, запрятан ной, ревнивой, угрюмой, но где-то полной трепетных надежд. И в мимолетных аф ориз мах, и в проходных наблюдениях постепен но вырастает единая цепь закономерностей, единый внутренний поток, сливающий сов сем будто и разнородные явления: «У цель ности особый звон. С каж у, не мудрствуя лукаво, единый действует закон в рождении цветка и сплава». Такое вступление настраивает на углуб ленное раздумье о каж дом последующем событии, каким бы малым оно ни казалось. И вот уже читатель видит, как «божествен ный дюралюминий» становится явно даж е обыденной повседневностью нашей авиации. Поэтический образ, сопутствующий расска зу о создании дюраля, неотъемлемо связы вает этот процесс с большой любовью ге роя и с той страшной угрозой, что нараста ла с Запада. Ощутимо уже бряцали оруж и ем, уже «стал возноситься психопат с б а нальной воровскою челкой...», истерически вещ ая об арийском господстве. А молодая Россия побеждала свои прошлые горести, вырывалась из нищеты к изобилию, созда вала в немыслимые сроки свою индустрию. И молодые герои ее повседневности жили работой и любовью, даж е отвергнутой. «А я глядел на мир влюбленно, к М арьяне чувства укротив, но и в любви неразделенной есть возвышающий мотив». И опять герой уходит от страсти в нелегкую, но благород ную радость самоотвержения. Недаром в пору отреченья Наш ел я в русской старине Слова двойного назначенья: Судьба — ему. Судьбина — мне. Но образ подстреленной птицы все креп че вплетается в главную тему пронзитель ным лейтмотивом. Рассказы вая скуповато про новости тогдашнего заводского комсо мольского быта, поэт постепенно, легкими штрихами углубляет характеры . Вот тут-то
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2