Сибирские огни, 1968, №6
тия: «Поэзия — синтез духовной жизни н а рода». Из этого зерна прорастает плодо творнейш ая мысль о диалектическом взаи модействии нравственных основ и традиций народной культуры, духовного развития и поэтического языка. Движ ение этой мысли заверш ается прозрачным образом, облекаю щим результативный вывод из первой п о сылки: «В каж дом слове исторически отло ж илась духовная энергия народа, подобно тому, как в дереве, в каменном угле отло жилась энергия солнца. З ад ача поэта — из влечение этой энергии» Вас. Федорова тревожит неглубокость стихов, он по праву скорбит о «позднем созревании личности поэта», его волнуют проблемы эстетического вкуса, пути насы щения поэтической интонации огромностью мысли, взаимовлияние прозы и поэзии, ну и, конечно ж е, взаимосвязи добра и кра соты С татья «Слово — жизнь», несомненно, стал а заметным явлением в цепи современ нейших эстетических суждений. Кроме того, творческие принципы, формулируемые в ней, -неотделимы от поэзии самого Вас. Федоро ва, являю тся ее внутренней основой. При мер тому — его последний сборник стихов «Третьи петухи» («Молодая гвардия», 1966). Говоря о последовательности и н апря женности эстетических исканий Вас. Фе дорова, о тесном их взаимодействии с его нравственным идеалом и социальными воз зрениями, следует особое внимание уделить поэме «Седьмое небо» (1959—1967). З а д у м анная, как своеобразный септих, состоит она из семи поэм, как бы восходящих сту пенями от первичных, стихийных радостей соприкосновения с Красотой мира и Чело веческой душой — к высшему счастью по стиж ения гармонического единства красоты и благородства, физического совершенства и высокой духовности. Конечное слияние нравственного и эстетического нача]] на широкой общественной основе происходит в русле развития социалистического гума низма с его пафосом активного преобразо вания личности, с его наивысшими норма ми Человечности «Седьмое небо», безуслов но. становится особым этапом в худож ест венном исследовании того сложного сплете ния судеб, в котором раскрывается проти воречивая слиянность Миров Д обра и К ра соты. К аж дая глава — самостоятельная поэма (а может быть, и поэтическая новел л а ), вновь подтверждающ ая, что Вас. Фе доров справедливо считается мастером сов ременной компактной драматической поэмы. В экспозиции первой главы «П ервая вы сота» есть какая-то нарочитая несуществен ность (до слов «Известно, что от дней мла денческих...»), некий разгон, разбег (чего не было в предыдущих поэмах Вас. Ф едо рова, обычно сразу берущего «быка за ро га»), Рядовая обычность ситуации, даж е слов, ее рисующих, легкие, будто бы про ходные штрихи, бегло представляющие об становку... Но вдруг обронено первое тяж е лое слово, первое признание, завязы вающ ее первый нешуточный узелок трех судеб: «...Так пошутил, что буду сетовать всю жизнь на глупые слова, за право друга исповедовать я отдал на любовь права». Здесь-то, в паузе, и воцаряется на миг та душ евная тишина, которую читатель еще не раз припомнит. Вот уже опять потекли ми лые душе воспоминания о юной строгости, бескомпромиссных и бескорыстно-лукавых обычаях комсомольской молодости («Мы долго мучились в гадании: откуда? Кто она? Потом все выведали на собрании при выдвижении в профком»). Вот под легким пером возникают забавны е и трогательные детали... И вот опять перебивка психологи ческого плана: Есть много рек, Но самой близкою Была и будет, жив пока. Одна таеж ная, сибирская. Незнаменитая река. Я рос у вод ее рэзливчатых. Ныряя с каменной гряды, Я на волнах качался зыбчатых, Я на песках ее рассыпчатых Оставил резвые следы. Н ачинается разговор, где-то и улыбчи вый, но очень серьезный и трепетный, раз говор об исконном, дорогом. И стих нали вается хмелящей радостью соприкосновения с родным истоком, и слово зазвенело вдруг видением того неповторимо близкого и в аж ного, что всегда потом с , тобой, дает тебе силу жить даж е в самые тяжкие, самые горькие часы. И сразу ж е параллельно воз никает в «Первой высоте» образ музыки, мотив поющей души, столь необходимый поэзии Вас. Ф едорова Еще в поэме «Д але кая» любовь и разлука возникали вместе, определяя нравственную коллизию и ком позицию вещи. Здесь их взаимовлияние сложней. Начинается опять-таки с малого: «Шумел, как речка с перекатами, в спорт зале старенький рояль» По-своему точный, образ этот, казалось бы, лежащий вне про фессионально-музыкальных представлений, мог возникнуть только у парня из берегово го села или лесной заимки, уже не в детст ве узнавшего Рахманинова, Скрябина, Ш о пена. Но поэт не впадает в искус описания музыкального образа, задача его более серьезная, более внутренняя. Н азревает конфликт, разрушающий душевную гармо нию. «Кто давней дружбою поступится, тот и любовь не пощадит». Герой видит спасе ние в том, чтоб возвыситься над болью: «Моей бедой, моей отрадою и даж е смыс лом бытия, моей единственной наградою бы ла возвышенность моя». Вместе с этой пер вой высотой, .взятой молодым сердцем, вы сотой благородства и самоотвержения, об ретается и первое познание нравственной основы прекрасного В осмыслении этой важнейшей закономерности рождается не только ж аж д а счастья, красоты, но и — как лейтмотив всей жизни героя — страстное стремление к созиданию, сотворению К расо ты. И уже в этом русле, в этой тональности возникает образ летящей страны, крылато
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2