Сибирские огни, 1968, №6

иизме. Вновь ож ивает перед читателем все­ человеческая трагедия Гамлета, вдруг осве­ тивш ая драматическую судьбу старой кре­ стьянки, мудро решившей в самые тяжкие годины: «быть!» («Гамлет в совхозе»); сно­ ва прозревает душ а поэта в стремлении все «обжить и обогреть» («И видел я незри­ мое доселе...»); осмысливается неоспори­ мость причинных связей судеб человека в человечестве, исторических и частных кол­ лизий («Елена П рекрасная»), А в миниатю­ ре о карельской березе будто проглядывает нелегкая судьба все той ж е крестьянки, ре­ шившей «быть!» и выжившей благодаря си­ ле духа своего, вере своей. Оттого, навер­ ное, так необычно красивы на теле березы «пересеченные извивы ее преодоленных мук». Прекрасна мудрая притча о птицах, отблагодаривших человека за свободу («Птичий сад»), в ней поэтично воплощена великая истина бессмертия сеятелей красо­ ты свободной на земле. Наиболее психологически конфликтны лирические стйхи в разделе «Лицо века». Эпические рассказы , портреты и зарисовки, цементирующие эти стихи, раскрывают мно­ голикий образ среды, в которой вырос поэт, образ рабочего класса, собственно, и опре­ деляющего своим созидательным трудом, общественным поведением и духовными устремлениями лицо нашего века. Отсюда — внутренняя близость между балладой «О си­ нем стекле» и лирическим раздумьем «Мы постареем. Мож ет стагься...», эпическим гимном «Его величество...» и волнующе­ драматической сценкой «Вспоминается дет­ ство...», усмешливым рассказом «Имя», кар­ тиной «Мастер» и другими, разнож анровы ­ ми стихами. Дыханием светлой печали овеян раздел «Горький мвд». И ранние и поздние стихи здесь соединились в цветовой букет,' в нем ощутим нежный аромат неповторимой юно­ сти и вместе с тем открывается широкая картина жизни ,со средины большого, дол­ гого пути, когда уж е многое позади, что-то уж е не сбылось, немало свершилось, а вера в душе все живет, ликует, побеждая уста­ лость, молодя душу. Именно эта душ евная цельность, щедро разлитая сердечность объ­ единяет здесь различные стихи — «Возвра­ щение» и «Корни», «Озеро Кайдор» и «Зимний ветер, гигикни над елью...», «На широком лугу» и «Рыжуху», «Забытую до­ рогу» и «Осень», «Хозяйку», «Пургу» и дру­ гие. Все здесь дышит отчим краем, той един­ ственной землей, от которой уезжаешь, уно­ ся ее с собой: где бы ни был, она всегда глубоко в сердце твоем, в мыслях, в сти­ хах. В остро полемичном разделе «Не левее сердца» собраны поэтические мысли, ди а­ логи, экспромты и монологи об искусстве, о роли поэзии, о своих творческих принци­ пах, о насущных задачах литературы, о взаимоотношениях поэта и читателя и т. д. Но, разумеется, здесь нет сухих 1 рактатов и назидательных деклараций — стихи лег­ ки, изящны, сверкают остротами, хлещут, парируют удары... Тут в плотном сомкнутом строю шагают стихи самые разнообразные в жанровом выражении: ранние признания («Муза») и поздние откровения («Поет петух золото­ перый...»), раздумчивая исповедь («Вы ­ бор») и горьковатая шутка ' («Сочиняем, пишем, строчим...»), живописные картинки, раскрывающие творческий процесс «изнут­ ри» («Скульптор», «Руки Шопена»), и из­ вестные экспромты («Поколенья...», «Гор­ диться? Чем?...», «Мы спорили...», «Серд­ ца»), Здесь наиболее откровенно формулирует­ ся та мысль о кругах жизни, которую мож ­ но определить как один из философских лейтмотивов образного мышления Вас. Фе­ дорова и которая с такой силой развернет­ ся в поэме «Седьмое небо». Между прочим, и в других стихах поэта немало рассыпано замечаний, мыслей и афоризмов, предвосхи­ щающих эту поэму и свидетельствующих о внутренней цельности в развитии ф едоров­ ских мыслеобразов. Эстетические проблемы отношения искус­ ства к действительности постоянны в поэ­ зии Вас. Федорова и неотъемлемы от самых важных проблем нашей жизни. Это доказы ­ вают не только его поэмы и стихи, но и его публицистические литературные выступле­ ния. Таково его «Слово о Есенине», произ­ несенное 4 октября 1965 года в Колонном зале Д ом а Союзов на вечере, посвященном 70-летию со дня рождения Сергея Есенина. В этом выступлении Вас. Ф едорова при­ влекает внимание прежде всего глубина со­ циально-эстетического анализа творчества гениального поэта России 20-х годов: «Эпо­ ха трех русских революций дала нам трех богатырей: Александра Блока, Владимира М аяковского и Сергея Есенина, на долю ко­ торого выпала крестьянская застава». Главной особенностью «Слова о Есени­ не» представляется единство глубокого про­ никновения в специфику есенинского твор­ чества и — масштабности мышления, очень современного взгляда на мир и поэзию в нем. «Сегодня душевный мир человека не­ вероятно сложен, ибо человечество пережи­ вает, может быть, самую сложную пору. Сегодня мир так связан, что на человеке незримо скрещиваются все противоречия мира. Сегодня поэту нужно иметь муж ество не только понять это, но смелость правдиво сказать об этом». Мысль эта не остается декларацией: можно с уверенностью утвер­ ж дать, что в своем творчестве Вас. Ф едо­ ров стремится с наибольшей откровен­ ностью и полнотой воплотить этот принцип. Еще большей философской углублен­ ности достигает поэт в статье «Слово — жизнь» («Правда» от 28 июня 1967, № 179), являющей нам серьезные раздум ья об эпо­ хальных особенностях современной поэзии. Преж де всего следует сказать о смелости, с которой вторгается поэт в сложнейшие тео­ ретические вопросы, об умении находить исчерпывающе-точные формулы их раскры

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2