Сибирские огни, 1968, №6

проникновенной, значительной, богатой пси­ хологическими оттенками. Интонация вмес­ те с тщательно отобранным словом подчер­ кивает, в основном, главную мысль «хо­ зяйки». Когда иной критик с усмешкой изобли­ чает «почвенничество» наших поэтов, при­ шедших «от земли», он спешит все дело представить как страсть к архаике и любо­ вание прадедовскими прелыми онучами. На самом ж е деле все обстоит не так прими­ тивно: «от земли» — это значит и от трудо­ вого человека, умеющего землю понимать, любить и холить, получать от нее все, чем люди живы! В немудрящих словах Авдотьи поэт чутко расслыш ал немало житейских и высоких истин, помогающих разобраться в себе и в людях, во времени и в жизни. «М арьевская Муза» некш да обрекла поэта на служение ей: По жизни всей — до поседенья — Ты пронесешь в душе пытливой Мучительное изумленье Судьбой крестьянки Терпеливой. За тяжесть, что тебя не в меру К земле пригнет И горем тронет, Я дам тебе такую веру, П еред которой Горе дрогнет... Пронести эту веру через испытания и судеб сложные переплеты, стоять с ней «на миро­ вом ветру» нелегко. И часто страдание про­ низывает стихи Вас. Федорова. Вспомните стихотворение «Не бойтесь гневных, бойтесь добреньких...» — о людях, которые прикиды­ ваются несчастненькими, «чтоб никому не помогать». Заметив Слезный блеск в глазах. Не доверяйте им Ни чуточку... Я, попадавший к ним на удочку. Порвал все губы Н а крючках. О браз такой острой боли может создать только человек, много страдавший, человек предельно чуткой, но открытой, распахну­ той людским страстям души. Встречая с гордо поднятой головой и жгучую подлость и просто усмешки («у нас от гордости т а ­ кой побаливает ш ея»), герой Вас. Ф едоро­ ва обладает огромным запасом душевных сил. Л егко ранимый, он постоянно ощущает внутреннюю диалектику нашего существо­ вания, неостановимое движение, неустан­ ный поиск и ж аж д у преодоления Лирике Василия -Федорова, как и всей его поэзии, присущ подлинный историзм. Он умеет и на «рабскую кровь», и на ме­ щанскую «усложненность» души, и на д р а ­ матические противоречия в психике совре­ менного человека взглянуть с точки зрения личности цельной и светлой, сильной и бо­ гатой. В этом — нравственная сила поэзии Вас. Федорова. В далеких странствиях, в нелегких испы­ таниях, в хождении за счастьем и в прозре­ ньях сопутствует поэту неизменно то благог родство духа, та сердечность, которые в народе накапливаю тся веками и просвер­ кивают в душ ах лучших его сынов, осве­ щ ая их творения. И как бы страдания и страсти ни гнули, ни ломали героя Вас. Фе­ дорова, как бы ни была сложна его судь­ ба,—никогда не угасает в душ е его святой огонь правдоискательства. Ему чужды из­ речения насчет своей рубашки, которая бли­ ж е к телу, и в самых интимных и горьких раздум ьях его горит пламя верности народ­ ной судьбе, ответственности за созидание добра: Не жалей. Не нужна мне жалость! Воз-то ждет. Добротой нагружен... В стихотворении «Золуш ка» ядовито и с глубокой болью пишет поэт о кокетстве белоручек, эпизодически «впархивающих» то «в тему труда», то «в колесницу исто­ рии», то снисходительно подбадривающих народных мастеров, как встарь, горделиво подчеркивая свое «хождение в народ». Брезгливо отстраняя этих псевдо-золушек, поэт обнаж ает их истинную сущность — д у­ ховное убож ество, мелкое тщеславие, лихо­ радочную суетность. Мистификация раскры ­ вается резким срыванием опытно составлен­ ной маски смирения и покорности судьбе. Образ нарисован в стихотворении ■ сарка­ стично, однако вещь эта не сатирична по ж анру — ее полемический зар яд слишком страстен, боль поэта слишком остра, отсю ­ да — насыщенность лиризмом, стремление к инвективе. Лирическая выстраданностц и гуман­ ность столь же естественны и глубоки в по­ лемике Василия Ф едорова, сколь естест­ венны и глубоки в его стихах о любви, о л и ч н ом— социальность, общественная а к ­ тивность, политическая острота. Видимо, поэтому стихи его свободны от риторики, поэтика их полнокровна, о браз ясен, мелодика многообразна, полнозвучна и непринужденна. Своеобразное сочетание лирики, эпоса и драмы придает поэмам Вас. Ф едорова осо­ бую объемность, достоверность и закончен­ ность. Так, в поэме «Бетховен» высокая миссия художника раскры вается в трагедийном х а­ рактере великого композитора. В малень­ кой, но очень емкой по замыслу и пробле­ матике, по напряженному драм атизму поэ­ ме вырастает поистине исполинский образ гения, красота и трагедия которого— в не­ иссякаемой ж аж де справедливости, в силе творить ее неустанно, вопреки всей под­ лости, накопленной веками рабства. Поэма «Бетховен» вместе с «Проданной Венерой», «Золотой жилой» и другими ве­ щами Вас. Ф едорова была включена в о д ­ нотомник его избранных произведений «Второй огонь» (1965). Расположение сти­ хотворений в книге таково, что каж дое как бы заново слышится и видится в этом еди­ ном и новом целостном поэтическом орга-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2