Сибирские огни, 1968, №6
проникновенной, значительной, богатой пси хологическими оттенками. Интонация вмес те с тщательно отобранным словом подчер кивает, в основном, главную мысль «хо зяйки». Когда иной критик с усмешкой изобли чает «почвенничество» наших поэтов, при шедших «от земли», он спешит все дело представить как страсть к архаике и любо вание прадедовскими прелыми онучами. На самом ж е деле все обстоит не так прими тивно: «от земли» — это значит и от трудо вого человека, умеющего землю понимать, любить и холить, получать от нее все, чем люди живы! В немудрящих словах Авдотьи поэт чутко расслыш ал немало житейских и высоких истин, помогающих разобраться в себе и в людях, во времени и в жизни. «М арьевская Муза» некш да обрекла поэта на служение ей: По жизни всей — до поседенья — Ты пронесешь в душе пытливой Мучительное изумленье Судьбой крестьянки Терпеливой. За тяжесть, что тебя не в меру К земле пригнет И горем тронет, Я дам тебе такую веру, П еред которой Горе дрогнет... Пронести эту веру через испытания и судеб сложные переплеты, стоять с ней «на миро вом ветру» нелегко. И часто страдание про низывает стихи Вас. Федорова. Вспомните стихотворение «Не бойтесь гневных, бойтесь добреньких...» — о людях, которые прикиды ваются несчастненькими, «чтоб никому не помогать». Заметив Слезный блеск в глазах. Не доверяйте им Ни чуточку... Я, попадавший к ним на удочку. Порвал все губы Н а крючках. О браз такой острой боли может создать только человек, много страдавший, человек предельно чуткой, но открытой, распахну той людским страстям души. Встречая с гордо поднятой головой и жгучую подлость и просто усмешки («у нас от гордости т а кой побаливает ш ея»), герой Вас. Ф едоро ва обладает огромным запасом душевных сил. Л егко ранимый, он постоянно ощущает внутреннюю диалектику нашего существо вания, неостановимое движение, неустан ный поиск и ж аж д у преодоления Лирике Василия -Федорова, как и всей его поэзии, присущ подлинный историзм. Он умеет и на «рабскую кровь», и на ме щанскую «усложненность» души, и на д р а матические противоречия в психике совре менного человека взглянуть с точки зрения личности цельной и светлой, сильной и бо гатой. В этом — нравственная сила поэзии Вас. Федорова. В далеких странствиях, в нелегких испы таниях, в хождении за счастьем и в прозре ньях сопутствует поэту неизменно то благог родство духа, та сердечность, которые в народе накапливаю тся веками и просвер кивают в душ ах лучших его сынов, осве щ ая их творения. И как бы страдания и страсти ни гнули, ни ломали героя Вас. Фе дорова, как бы ни была сложна его судь ба,—никогда не угасает в душ е его святой огонь правдоискательства. Ему чужды из речения насчет своей рубашки, которая бли ж е к телу, и в самых интимных и горьких раздум ьях его горит пламя верности народ ной судьбе, ответственности за созидание добра: Не жалей. Не нужна мне жалость! Воз-то ждет. Добротой нагружен... В стихотворении «Золуш ка» ядовито и с глубокой болью пишет поэт о кокетстве белоручек, эпизодически «впархивающих» то «в тему труда», то «в колесницу исто рии», то снисходительно подбадривающих народных мастеров, как встарь, горделиво подчеркивая свое «хождение в народ». Брезгливо отстраняя этих псевдо-золушек, поэт обнаж ает их истинную сущность — д у ховное убож ество, мелкое тщеславие, лихо радочную суетность. Мистификация раскры вается резким срыванием опытно составлен ной маски смирения и покорности судьбе. Образ нарисован в стихотворении ■ сарка стично, однако вещь эта не сатирична по ж анру — ее полемический зар яд слишком страстен, боль поэта слишком остра, отсю да — насыщенность лиризмом, стремление к инвективе. Лирическая выстраданностц и гуман ность столь же естественны и глубоки в по лемике Василия Ф едорова, сколь естест венны и глубоки в его стихах о любви, о л и ч н ом— социальность, общественная а к тивность, политическая острота. Видимо, поэтому стихи его свободны от риторики, поэтика их полнокровна, о браз ясен, мелодика многообразна, полнозвучна и непринужденна. Своеобразное сочетание лирики, эпоса и драмы придает поэмам Вас. Ф едорова осо бую объемность, достоверность и закончен ность. Так, в поэме «Бетховен» высокая миссия художника раскры вается в трагедийном х а рактере великого композитора. В малень кой, но очень емкой по замыслу и пробле матике, по напряженному драм атизму поэ ме вырастает поистине исполинский образ гения, красота и трагедия которого— в не иссякаемой ж аж де справедливости, в силе творить ее неустанно, вопреки всей под лости, накопленной веками рабства. Поэма «Бетховен» вместе с «Проданной Венерой», «Золотой жилой» и другими ве щами Вас. Ф едорова была включена в о д нотомник его избранных произведений «Второй огонь» (1965). Расположение сти хотворений в книге таково, что каж дое как бы заново слышится и видится в этом еди ном и новом целостном поэтическом орга-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2