Сибирские огни, 1968, №6

русской .крестьянки наших дней, великой труженицы , тихой, незаметной героини Приехала мать к сыну на целину и вско­ ре умерла. «Могила... Простой бугорок... В нем отчего края начало, в нем будущей жизни залог». Индивидуален, поэтичен и велик образ матери в поэме, неповторима и поэтична березовая рощица и первый целинный уро­ ж ай Неповторима и та атмосфера напря­ женного труда, страды и острою ощущения красоты природы, красоты жизни, которая всегда сопутствует поэзии Вас. Ф едорова: Страда! Это хлеб в колыханье И пот, что струится со лба. С трада — это, нет, не страданье. Страда — это значит борьба. В незаметной, но такой изнурительной борьбе за детей, за внуков, за их здоровье, за их покой, за их счастье и прошла жизнь матери: ...Хорошо, что еще не лишняя И не дочке и не ему... Хорошо, что полка-то нижняя, А купейность ей ни к чему. Здесь отчетливо слышится голос матери, ее интонация, говорок. Впечатляюще выри­ совывается в поэме материнская душа с ее неистощимой ласковостью и добротой, бес­ конечным самоотвержением, полным заб ве­ нием себя. «Собирать-то старенькой нечего, всю-то жизнь для других жила». С ветлая душ а у матери, неутомимые руки, и, конеч­ но, ей присуще высокое чувство красоты, чувство близости к природе Эта тихая ста руш ка горячо защ ищ ает березовую рощицу, стоящую на пути трактористов, и. умирая, как бы завещ ает жить лесу,- птицам, цветам, красоте и любви. В книге «Белая роща» особенно полно раскры вается мастерство Вас. Федорова — создателя «маленькой» поэмы. Сж атая, как новелла, и дэ предела насыщенная жизнен­ ной глубиной, поэма Вас. Федорова всегда конфликтна и законченна в развитии сю­ ж ета. в движении характеров, в исчерпы­ вающем раскрытии идейного замысла. Мотивы долга и совести, душевной к р а­ соты и гармонии, движение к цельности и преодоление противоречивости, поиск идеа­ ла и ж аж да утверждения его в реальности, в становлении коммунистической действи­ тельности — все эти проблемы, возникшие в последнее десятилетие нашей жизни и впервые по-новому осознанные поэзией, требуют именно лирических форм, довери­ тельных, интимных интонаций, м яп их, осто­ рожных прикосновений к душе. Но эти же проблемы требуют и величайшего духовно­ го. интеллектуального напряж ения в уточ­ нении общественных позиций, активной за ­ щиты их, борьбы за них Именно это плодотворное слияние при­ сущ е лирике Василия Ф едорова, господст­ вующей в его книгах «Не левее сердца» (1960), «Лирика» (1961), «Книга любви» (1963), Вероятно, потому они столь много­ проблемны и тематически разнообразны. Серьезно, остро, полемично стави) Вас. Федоров проблему искусства в современной духовной жизни народа. В известном иро­ ническом экспромте в ответ решительному и будто бы наивному оппоненту, вопро­ шающему: «Я за искусство левое, а ты? З а левое. Но не левее сердца»,— поэт буд­ то бы отшучивается. Ибо по форме ответ его с изящной легкостью каламбура отме­ тает навязываемый спор. Но в тбм-то и дело, что весьма серьезен этот ответ за юмором его интонации скрывается глубо­ кая и чистая мысль: все сердечно в истин­ ном искусстве, все должно быть вы страда­ но, вся боль мира проходит через сердце поэта, все победы народа разделяет он. Мотивы размышлений об искусстве, о красоте и счастье в жизни постоянны в ли­ рике Вас Ф едорова, но всякий раз они рас­ крываются неожиданно и как бы из глуби­ ны, вроде бы прямо и не относясь к вопро­ сам искусства Вот поэт приехал после разлуки в род­ ную Марьевку, где «мальчишкою в году тридцатом», «когда и рук не натрудил», был агитатором, говорил о будущ -м дерев­ ни... А сейчас: «Я шел и мучился внутрен­ ней виной, что нет в моей деревне счастья, в тот год обещанного мной» («Хозяйка»). Встреча с дальней родственницей под­ тверж дает горестные заметы, но мысли о своей вине перед односельчанами приобре­ тают иное направление. Авдотьины речи вызывают в душе новый отзвук гордость за «хозяйку», за истинных хозяев жизни. И. не ум аляя чувства долга перед ними, в то же время излечивают поэта от муки оди­ ноко-виноватого, от некоего юношеского мессианства. Н емолодая уж е Авдотья уго­ щает гостя земляникой: — Поди, забыл... Испробуй наш у...— Ладонь, ш ерш авая с боков, Была, как склеенная чаша Из темных, Мелких черепков. Румянясь, Ягода леж ала. Тепличной ягоды крупней. Светилась, Нежилась. Д рож ала, Как будто вызрела на ней. Душистая, меня лечила, С души моей снимала страх. Но все-таки она горчила Рассказом о земных делах. Что жизнь в деревне Стала плоше. Что хлеб попрел. Раздельно скошен, , Что в роковом ряду имен Их председатель Бновь сменен... «Она судила, как хозяйка своей земли, своей судьбы» Вот такие-то хозяйские, до­ верительные разговоры, сердечное взаим ­ ное понимание и дают зрелость душе и приносят осознание истинного положения дел и своего места в них При сдержанной живописи этого сти­ хотворения повышается роль интонации, I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2