Сибирские огни, 1968, №6

лог будущего, ко многому обязывающий его в жизни и творчестве В книгах «Дикий мед» (1958 г.) и «Бе­ л ая роща» (1959 г.) мы видим, какое боль­ шое внимание уделяет поэт работе над сло­ вом: Не легко Рожденному в Сибири Нежным быть в метельном мятеже И слова тяжелые, как гири. День за днем вынашивать р дуле. Слово — это тяжесть. Слово — это Д о поры неустранимый гнег. Иль оно пригнет к земле поэта. Иль поэт Им недруга убьет. Д л я поэтического языка Вас Федорова характерны сочетание краски густой, но не пестрой, мазка уверенного, крупного, стрем­ ление к лаконичности, немногословности и — в то же время — броскому, тяжелому, мегкому определению: За ним — Три моря переплытых. Чужие земли, города. Базары , женок непокрытых Коричневая нагота. В неизбывных лирических раздум ьях о красоте земли родной, о красоте рабош х людей, о красоте русской души, о'«красоте времен грядущих» Вас. Федоров бережно и любовно пользуется русским народным сло­ вом черпая в нем крепость и самобытность, первозданную силу его звучания Б о 1 атой палитрой пользуется поэт в пей­ зажной живописи, показывает себя отлич­ ным колористом. Если сравнить яркие, конт­ растные, чистые фресковые краски «В озвра­ щения» с выдержанной в мягких тонах к ар ­ тиной «На родине мо°й повыпали снега» или с чуть притушенными, холодновато­ прозрачными красками стихотворения «Осенний лес», то сначала может показать­ ся, что их писали три разных мастера Но в глубине каждой картины ощущается то, что позволяет нам воспринимать лирику Вас. Ф едорова как единый мир чувств и мыслей, постоянно обновляющийся. Это — поиск и открытие красоты, это — ж аж д а ви­ деть красивой землю свою и людей, это — стремление создавать и отстаивать красо­ ту. Начинается обычно с м алою : в зимней пурге целинной степи вместе с огоньком чайной возникает образ красавицы — репро­ дукция с «Неизвестной» Крамского. Чувст­ ву достаточно маленького юлчка — пробу­ дились воспоминания, возникли ассоциации, сравнения, мысли о разных путях красоты, праведных и неправедных.. И вот кристал­ лизуется главная мысль — о том, какой гор­ дой и чистой должна быть красота здесь, в трудном краю, какой великой силой вдох­ новения становится она, дающ ая крылья мечте: Чтобы мы. Пробираясь к большой красой На суровом пути не могли заблудиться. Понятие красоты у поэта расширяется от произведения к произведению, эстети­ ческий идеал его сливается с нравственным на почве общей устремленности в мир бу­ дущей «большой красоты». Д аж е традицион­ ные соловьи зовут поэта «не к отдыху ду­ ши, а к лучшей жизни», не развлекают, а помогают «жить, страдать, любить сильней и полновесней» «Вся ваша жизнь должна красивой быть, как наши песни» И это естественное, закономерное требо­ вание связано с исконным народным стрем­ лением, с древней мечтой о «земле-изумру­ де», которой грезит, как горьковский Вась­ ка Вуслаев, и федоровский Афанасий Ни­ китин: Везде, где был я. нет пригожей Земли, чем русская земля. ...Храни ее. И справедливость Д а установится на ней! Вас. Федоров на редкость смело и глубо­ ко ставит в своих произведениях ьажней- шую жизненную проблему о бессмертии красоты в наше время. В этом смысле поэ­ ма «Проданная Венера» является новатор­ ской в своем многоплановом решении глав­ нейшего вопроса нашей эстетики Своеоб­ разно развертывая лирический сюжет поэ­ мы. Вас. Федоров показываем как широко наше, социалистическое понимание прекрас­ ного Горько было продавать тициановскую картину сытым американским меценатам. Но это была одна из вынужденных жергв в драматическом процессе становления но­ вой жизни За машины, за хлеб, за буду­ щее народное счастье, «за красоту времен грядущих мы заплатили красогий». И чи­ татель осознает необходимость и конечную цель этого в общем-го исключительного случая. В трагической утрате одной красо­ ты заложена была нравственна» основа прекрасного в будущем, и счастье всего на­ рода В сравнении нетленной красоты Венеры и надломленной тяжким трудом и горрм красоты Наташи поэт не ищет компромис­ сных ходов и утешений Всем сюжетом он с резкой смелостью говорит о людской вине перед красотой не сбереженной Но он ви­ дит и высшее «Судьба Н а т аш и— это под­ виг, а подвиг стоит красоты» Судьба Наташи — это. действительно, часть того общего народного подвига, ко­ торый Россия совершила в годы Великой Отечественной войны Наташ а тоже запла­ тила своей молодостью и красотой за труд­ ную победу .над врагом И лодьиг. будучи явлением нравственною порядка, включает­ ся в эстетический кодекс сопиалистиче.кого общества И красота этого подвига озаряет своим светом измученное лицо Наташи Граевой Чтоб больше было красоты на зем­ ле. нужно строить жизнь по законам выс­ шей красоты — справедливости. Поэма Вас. Федорова «Белая роща» по­ трясает глубиной и красотой характера

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2