Сибирские огни, 1968, №6
лог будущего, ко многому обязывающий его в жизни и творчестве В книгах «Дикий мед» (1958 г.) и «Бе л ая роща» (1959 г.) мы видим, какое боль шое внимание уделяет поэт работе над сло вом: Не легко Рожденному в Сибири Нежным быть в метельном мятеже И слова тяжелые, как гири. День за днем вынашивать р дуле. Слово — это тяжесть. Слово — это Д о поры неустранимый гнег. Иль оно пригнет к земле поэта. Иль поэт Им недруга убьет. Д л я поэтического языка Вас Федорова характерны сочетание краски густой, но не пестрой, мазка уверенного, крупного, стрем ление к лаконичности, немногословности и — в то же время — броскому, тяжелому, мегкому определению: За ним — Три моря переплытых. Чужие земли, города. Базары , женок непокрытых Коричневая нагота. В неизбывных лирических раздум ьях о красоте земли родной, о красоте рабош х людей, о красоте русской души, о'«красоте времен грядущих» Вас. Федоров бережно и любовно пользуется русским народным сло вом черпая в нем крепость и самобытность, первозданную силу его звучания Б о 1 атой палитрой пользуется поэт в пей зажной живописи, показывает себя отлич ным колористом. Если сравнить яркие, конт растные, чистые фресковые краски «В озвра щения» с выдержанной в мягких тонах к ар тиной «На родине мо°й повыпали снега» или с чуть притушенными, холодновато прозрачными красками стихотворения «Осенний лес», то сначала может показать ся, что их писали три разных мастера Но в глубине каждой картины ощущается то, что позволяет нам воспринимать лирику Вас. Ф едорова как единый мир чувств и мыслей, постоянно обновляющийся. Это — поиск и открытие красоты, это — ж аж д а ви деть красивой землю свою и людей, это — стремление создавать и отстаивать красо ту. Начинается обычно с м алою : в зимней пурге целинной степи вместе с огоньком чайной возникает образ красавицы — репро дукция с «Неизвестной» Крамского. Чувст ву достаточно маленького юлчка — пробу дились воспоминания, возникли ассоциации, сравнения, мысли о разных путях красоты, праведных и неправедных.. И вот кристал лизуется главная мысль — о том, какой гор дой и чистой должна быть красота здесь, в трудном краю, какой великой силой вдох новения становится она, дающ ая крылья мечте: Чтобы мы. Пробираясь к большой красой На суровом пути не могли заблудиться. Понятие красоты у поэта расширяется от произведения к произведению, эстети ческий идеал его сливается с нравственным на почве общей устремленности в мир бу дущей «большой красоты». Д аж е традицион ные соловьи зовут поэта «не к отдыху ду ши, а к лучшей жизни», не развлекают, а помогают «жить, страдать, любить сильней и полновесней» «Вся ваша жизнь должна красивой быть, как наши песни» И это естественное, закономерное требо вание связано с исконным народным стрем лением, с древней мечтой о «земле-изумру де», которой грезит, как горьковский Вась ка Вуслаев, и федоровский Афанасий Ни китин: Везде, где был я. нет пригожей Земли, чем русская земля. ...Храни ее. И справедливость Д а установится на ней! Вас. Федоров на редкость смело и глубо ко ставит в своих произведениях ьажней- шую жизненную проблему о бессмертии красоты в наше время. В этом смысле поэ ма «Проданная Венера» является новатор ской в своем многоплановом решении глав нейшего вопроса нашей эстетики Своеоб разно развертывая лирический сюжет поэ мы. Вас. Федоров показываем как широко наше, социалистическое понимание прекрас ного Горько было продавать тициановскую картину сытым американским меценатам. Но это была одна из вынужденных жергв в драматическом процессе становления но вой жизни За машины, за хлеб, за буду щее народное счастье, «за красоту времен грядущих мы заплатили красогий». И чи татель осознает необходимость и конечную цель этого в общем-го исключительного случая. В трагической утрате одной красо ты заложена была нравственна» основа прекрасного в будущем, и счастье всего на рода В сравнении нетленной красоты Венеры и надломленной тяжким трудом и горрм красоты Наташи поэт не ищет компромис сных ходов и утешений Всем сюжетом он с резкой смелостью говорит о людской вине перед красотой не сбереженной Но он ви дит и высшее «Судьба Н а т аш и— это под виг, а подвиг стоит красоты» Судьба Наташи — это. действительно, часть того общего народного подвига, ко торый Россия совершила в годы Великой Отечественной войны Наташ а тоже запла тила своей молодостью и красотой за труд ную победу .над врагом И лодьиг. будучи явлением нравственною порядка, включает ся в эстетический кодекс сопиалистиче.кого общества И красота этого подвига озаряет своим светом измученное лицо Наташи Граевой Чтоб больше было красоты на зем ле. нужно строить жизнь по законам выс шей красоты — справедливости. Поэма Вас. Федорова «Белая роща» по трясает глубиной и красотой характера
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2