Сибирские огни, 1968, №6

пойстине исторической роли, какую сыгра­ ли в народном хозяйстве страны женщины послевоенной деревни: ...О женщины! Русская слава Под сердцем у вас зачалась. Красавицы русских селений. Из вас поклонюсь я любой За то, что судьба поколений Становится вашей судьбой. Сознательно развивает поэт некрасов­ скую интонацию и этим ярче подчеркивает высокие и светлые чувства своего героя, осмысливая трудовой народный подвиг в тяж елые для Родины годы. Воспоминания детства становятся здесь как бы лирической канвой сюжета. И мостик, с детства близ­ кий, и земля, отвыкш ая от сильных муж ­ ских рук, и мать, завидевш ая сына, и пре­ данная невеста — все это зовет героя к жизни, к труду, к подвигу, к счастью. Он снова чувствует себя здесь хозяином, пах а­ рем и сеятелем, забота О деле поглощает его. Таков лирический характер, вырастаю ­ щий из «Марьевской летописи», человек чистый и непосредственный, человек боль­ шой любви к своей земле. «Золотая жила» — тоже своеобразная летопись, но это — М арьевка и ее нравы за «полстолетья» до наших дней. Поэма пора­ ж ает живописностью образа, «густотой» и точностью языка, выпуклой, скульптурной лепкой характеров. Поэт обнаружил здесь поистине золотую жилу своего таланта. Но главное достоинство поэмы в том, что в ней Вас. Федоров поэтично и любовно раскры ­ вает русский народный характер, сильную и гордую, страстную и свободную, добрую и красивую душу сибиряка. Поэт показал в поэме, наряду с могу­ чей силой, редким добродушием, светлым юмором, душевным здоровьем, и такую ко­ ренную черту русского народа, как природ­ ное чувство прекрасного, которое в героях «Золотой жилы» всегда побеждает над пошлостью, беспросветностью жизни и пред­ рассудками. Многие поэтические завоевания, развер­ нутые в «Золотой жиле», были закреплены Вас. Федоровым в поэме «Ленинский пода­ рок» (1953). Отличный, живой диалог, уме­ ние из нескольких реплик вылепить крепкий характер, мастерство в построении сюжета маленькой поэмы, непринужденность по­ вествования— все это помогло сделать рас­ сказ ткачихи о встрече с Ильичей убеди­ тельным и достоверным. Точно найденные штрихи воскрешают на короткий миг образ Л енина, и сиены эти поэт ведет свежо, тро­ гательно и тактично. «Обида» — это повесть о гордой любви, которая не может простить трусости и м а­ лодушия. Характер героини, комсомолки Насти, целен и обаятелен, простодушен, хотя и непрост в своих душевных движ е­ ниях. Как и «Обида», поэма «Д алекая», напи­ санная в 1954 году, рассказы вает тоже о любви. Тем не менее, ни в жанре, ни в кон­ фликте, ни в характерах героев обеих порм нет ничего схожего. Если что-то их и объ-1 единяет, то прежде всего — нравственная позиция автора, единство морально-эстети­ ческих критериев, которыми он измеряет по­ ступки своих героев. Поэмы «Ленинский подарок», «Обида» и «Д алекая» вместе с небольшим циклом сти­ хов составили книгу «Лесные родники» — первый московский сборник Вас. Ф едорова. «Лесные родники» — это книга зрелого поэ­ та, давно прошедшего этап лирического са­ моопределения и овладевшего мастерством эпических форм. Стихи отобраны вдумчиво, тщательно и, можно сказать, программно. О чем они? Об истоках творчества, о пу­ тях искусства, о мечте. И, конечно, о красо­ те. Это — главная тема поэзии Вас. Ф едоро­ ва. Особое внимание обращают на себя ны­ не широко известные стихотворения «Кор­ ни», «Скульптор», «Полынь-трава» и «Tpyj довая книжка», не случайно вошедшие и в последующие книги поэта. Почему человек труда стал самым близ­ ким. душевно родственным поэту героем, а путь этого героя к счастью, поиски судьбы своей — самыми волнующими путями, са­ мыми сокровенными поисками поэта,— на все эти вопросы мы находим ответ в сти­ хотворении «Корни». К истокам, к трудовой привычке обра­ щ ается поэт за силой, к о гд а'в материнском доме приходится ему зам енять восемь по­ гибших братьев («Следы»), К истокам же, к корням своим, на родину, везет он люби­ мую, дабы лучше она понимала его харак­ тер («Пурга»), И в том ж е самом источнике черпает по­ эт большую силу обличения; в стихотворе­ нии «Полынь-трава» обращ ается он со сво+ им гневным «словом бьющим» к «чистень­ ким», сидящим спиной к труду и заботам , в ожидании «отправки в Коммунизм»: О. если б мог я передать Всю ненависть к лениво ж дущ им,— Ж изнь слишком коротка, чтоб ждать! До времени. Пока вы ждете, Моя седеет голова... Ведь вы же нашу жизнь крадете, Как сок земли — Полынь-трава!.. С трастная граж данственная интонация накрепко утверж дается во всей последую­ щей лирике Вас. Федорова, гнев к равно­ душным рож дается той же близостью к истокам, той ж е активной любовью к ра­ бочему человеку, какая дает поэту право написать в своей «Трудовой книжке»: Припоминаю наставления Начальников и мастеров — На что потратить вдохновенье И красоту и силу слов: «Пиши, да так. Чтоб сердце плавилось. Чтоб людям стало веселей...» Т рудовая книжка поэта, начатая в куз­ нечном и литейном цехах завода, это не только предмет гордости, но и великий .за

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2