Сибирские огни, 1968, №6
н р т и к я И. ДЕНИСОВА П р о б и в а я с ь к б о л ь ш о й к р а с о т е — «За красоту людей живущих, за красо ту времен грядущих...» — эти слова поисти- н'е крылаты. Вероятно, далеко не все зн а ют, что принадлеж ат они поэту Василию Федорову. Понимание героической сущности, эпо хальной значимости повседневных дел и трудных свершений советского народа сое динилось в поэзии Вас. Ф едорова с той глу бокой внутренней симпатией, с гой душ ев ной родственностью своим героям, которая возникает из близости биографий, из со причастности к их труду, из единства нрав ственной основы их единого народного бы тия. Василий Дмитриевич Ф едоров, крестья нин по происхождению, пришел в трудовую ж изнь рабочим авиационной промышлен ности, комсомольским вож аком заводской молодежи и стал за последние 20 лет одним из крупнейших поэтов нашего времени. Потому и поднимается во весь рост в его стихах, страстных и непримиримых, бога тых незаурядными чувствами, человек силь ный -и красивый, щедрый и размашистый. Радостью обновления, свежей празднич ностью переживаний захваты ваю т книги Ф едорова — «Лирическая трилогия», «Л ес ные родники», «Дикий мед», «Белая роща», «Не левее сердца», «Седьмое небо», «Лири ка», «Второй огонь», «Третьи петухи». Поэт напряженной мысли, Вас. Федоров проникает в самую суть русского характе р а — он чувствует огонь души, ж аж ду тво рить красивое и страсть к умению, к о вл а дению мастерством. В лирических стихах Вас. Федоров уме ло сочетает глубину личных переживаний с публицистической остротой. Исповедь и проповедь у него, как и у всякого большого поэта, нераздельны. Все испытав, мы знаем сами, что в дни психических атак сердца, не заняты е нами. не мешкая, займет наш враг, займет, сводя все те же счеты, займет, засядет, нас разя... Сердца! Д а это же высоты, которых отдавать нельзя. Эти афористические строки, где образ тяготеет к философскому обобщению, ро дились в острой борьбе с бурж уазной идео логией, с духовной нищетой литературного мещанства, со снобизмом и созериательст- вом Б лагодаря своей высокой поэтичности, отточенному мастерству, эти стихи стали в ряд лучших достижений советской лириче ской публицистики 50-х годов. Творческая биография Василия Федоро ва не столь легка, как у некоторых сегод няшних молодых поэтов, опубликовавших первые свои сборники в 19—20 лет, а к 25 годам ставших знаменитостями. М ежду пер вой его книгой «Лирическая трилогия», вы шедшей в Новосибирске в 1947 году, и вто рой книгой «Лесные родники», изданной в Москве в 1955 году, пролегло восемь лед на пряженных исканий и серьезной работы поэта, вступившего в так называемый пуш кинский возраст, создавш его уже свою з а мечательную поэму «Золотая жила», уви девшую свет лишь через одиннадцать лет. Ранняя, во многом автобиографическая, «М арьевская летопись» рассказы вает о воз вращении лирического героя поэмы на ро дину в тяж елую послевоенную годину. Воз вращение к привычному труду связано по началу с горестными воспоминаниями о не вернувшихся с фронта друзьях, с грустны ми размышлениями о тех, кто вернулся, но, увидев бедность и «о себе лишь печалясь», подался в город. Коровы, запряж енны е вместо лошадей в тяж елы е возы, измучен ные женшины, так и не дож давшиеся сы новей и мужей, тянущие на своих натру женных плечах все колхозное хозяйство... Т яж ко сжимается сердце героя поэмы, но и горячая благодарность заливает его. Имен но здесь возникает -глубокое понимание той
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2