Сибирские огни, 1968, №6

щений Через социальное расслоение всего лишь одной ячейки общества — семьикуп­ цов Босых — В. Н. И ванову удалось рас­ крыть сложные процессы, характерные для эпохи, предшествующей Петровским рефор­ мам В «Черных людях» писатель все настой­ чивее обращается и к безымянному герою, к простому русскому мужику, и, в конце концов, из десятков стрельцов и пахарей, охотников и купцов складывается в романе коллективный герой — народ. В понятие «народ» у писателя входят все сословия, но по всей книге красной нитью проступает мысль о том, что основа силы и благополу­ чиягосударства — черные люди, т. е. тяг­ лые рабочие люди; это они,безвестные и безымянные, составляю т основу основ го­ сударства и его успехов Историзм мышления писателя с немалой художественной силой проявился во взгля­ де на русского мужика как на строителя своего государства. «Черные лю ди»— как челноки снующие, ткущие бесконечное по­ лотно русской земли, ее плоть, ее кровь, ее будущее; они истинные герои романа, ими сильна Россия Им, черным, тяглым людям, которые выносят на своих плечах Тяготы войн, пашут, сеют хлеб, рожают детей, торгуют, осваивают новые земли, им, тем черным людям, которые делали революцию в историческом семнадцатом году и в которых в свое время он не по­ верил, отдает сейчас должное писатель, платит свой духовный долг сполна. К это­ му своему гер ою— народу он приходит через опыт всей своей восьмидесятилет­ ней жизни. Хочется отметить особо еще одно в аж ­ ное достоинство книги: в «Черных людях» В Н И ванов впервые художественно про­ слеж ивает зачатки мирного освоения и за ­ селения русскими людьми огромных про­ странств Восточной Сибири и Дальнего Востока. В наши дни это добросовестное, подкрепленное неоспоримыми архивными данными художественное исследование (наряду с историческими романами дру­ гого крупного писагеля, нашего современ­ ника Николая Задорнова) приобретает особое значение, потому что из отдельных полотен выстраивается цельная, худож ест­ венная картина естественного заселения русскими Сибири и Дальнего Востока, на­ чисто опровергающая и отвергающ ая бес­ почвенные притязания китайских национа­ листов ...Мыслям о старости, о смерти нет мес­ та в жизни писагеля, как нет места на книжных полках его кабинета новеньким, свеж е пахнущим типографской краской то­ мам подписных изданий В, Н. Иванов их не терпит. Здесь, в кабинете писателя, сосредото­ ченно строгий мир тишины, привычные, ставшие необходимыми для создания «рабо­ чего» настроения любимые веши, книги, каргины Они говорят о потаенных уголках души хозяина. Великолепный фарфор Дм и т­ ровского завода — «Пушкин в шубе». Сури- ковский «Буран в степи» и «Троица» Рубле­ ва. Фрески Микельанджело «Сотворение мира». Д ве картины И. Э. Грабаря с дарст­ венными надписями Кстати, именно И. Э. Грабарю писал Н. К- Рерих 17 VI 1947 го­ да о В. Н. Иванове, как о знатоке Востока: «В Н. Иванов — тот, что в Хабаровске» способный Знает Восток и русскую исто­ рию, он у места на Дальнем Востоке и мо­ ж ет правильно расценивать события Д а ведь Восток, Азия — сплошное, неизбывное событие!» Тут же над книжными стеллаж ами не­ сколько дальневосточных пейзажей работы В. Высоцкого. Крохотная, прилепивш аяся к обрыву избенка на Уссури — рисунок са­ мого Всеволода Никаноровича. Здесь напи­ саны «Черные люди», «Пушкин», «Третий Рим», здесь заканчиваю тся три юма «Вос­ поминаний» и начат четвертый «Воспомина­ ния»— итог дел, мыслей, встреч, наблюде­ ний почти 70-летней давности. Обращ ает на себя внимание великолеп­ ный портрет самого хозяина — работа мо­ лодого дальневосточного художника Е. Ко­ роленко. Грубые, резкие мазки, глаза ис­ ступленного, одержимого человека. Они а чем-то схожи с глазами неистового про­ топопа Аввакума — гравюра по дереву с изображением Аввакума висит рядом на стене. Тут ж е на полках своды летописей, бес­ численные тома русской истории — Ключев­ ский, Соловьев, Татищев, Академические исторические сборники Русская классика. Церковная классика. Ж ития. Книги по Вос­ току, четкая вязь иероглифов. Словари. Шекспир, Гете — в подлинниках Всеволод Никанорович в совершенстве владеет английским, немецким, французским, китай­ ским языками — владеть, значит работать, свободно обращаться к источникам без по­ мощи словаря Короткими, точно обрублен­ ными, пальцами большой руки В Н И ва­ нов перелистывает страницы готовой ру­ кописи. «Александр Пушкин»— 50 печатных лис­ тов. Заверш ение многолетних трудов, пыт­ ливых наблюдений исследователя —«дело- всей жизни». «У англичан — Шекспир. У немцев — Гете. У итальянцев — Дант. У нас — Пуш ­ кин. Основа и утверждение культуры. Пушкин — поэг-мыслитель. Пушкин —весь в кипении жизни, в «Борисе Годунове», в народной драме. Путь Пушкина — из Е ка­ терининского дворца, голубого и раззолочен­ ного, в Предуралье, в оренбургские степи к Пугачеву .«Капитанская дочка» доселе — абсолютно точный, массовый, литерагурный источник о восстании Пугачева. «К апитан­ ская дочка»— заповедь Пушкина, как надо- писать исторический роман — и научно, и художественно И мы должны скорбеть глу­ боко, что ранняя смерть не дала Пушкину осуществить свой великий за м ы се л— со­ зд ать исторический роман о Петре Пер­ в о м — -в нем бы Россия имела великие ис

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2