Сибирские огни, 1968, №6
Николая Прокшина, становление револю- ционера-большевика, через сложную ^учи тельную борьбу приходящего к и с т и н е , к революции — несомненная удача В. Н. Иванова. Именно этот полнокровный худо жественный образ придает всей книге ком позиционную стройность, выводит ее из разряда просто «хроники» в разряд боль шого художественного обобщения. П равда, есть в ней и длинноты, и некоторая из лишняя цветистость и «пробрасывайте» от дельных второстепенных образов, но это частности, и ж аль, что критика обходит молчанием и этот роман, и другие книги В. Н. И ванова, писателя, обогащенного громадным знанием жизни. В промежутках между работой над кни гами писатель много ездит по стране, сидит в архивах, собирает разнообразные впечат ления в одно целое. Наблюдая панораму вздыбленной, взметнувшейся в новом ис полинском броске страны, снова и снова склоняет он голову перед гением русского мужика, строителя своего государства. Мужик как строитель государства... Эта проблема интересовала В. Н. Иванова д а в но, с университетских лет, но вплотную он сумел подойти к ней только в историческом овоем полотне «Черные люди». Историче ская хроника времен Алексея Михайловича, а по существу новый, художественно еще не освоенный до сих пор пласт истории России XVII в е к а— самое крупное на се годняшний день художественное достиж е ние писателя На этот раз он ушел в седую историю, в те далекие времена, когда на чали окончательно складываться границы Русского государства, когда (уж е в самом конце повествования) «...ранним утром Москва проснулась, потрясенная оглуши тельным звоном всех колоколов в церквах: ночью родился царевич Петр». Нигде рань ше язык писателя не был так ярок, само бытен и емок, а образы так удивительно полнокровны — будь то властолюбивый, хитрый и бесцветный царь Алексей Михай лович, неистовый Аввакум или боярыня Морозова «с закованными в темные круги глазами», бояре Нарышкины или купец Тихон Босой, русский землепроходец Е ро фей Хабаров или жена Тихона Босого, ко ренная сибирячка Зегза, дочь тунгусского князя. Итак, на этот раз предпетровская Русь, назревающие конфликты XVII века, дик тующие необходимость выхода страны на широкую историческую арену. Экономиче ски окрепшей, раздавш ейся в плечах Рос сии тесно в прежних привычных рамках, могучий организм ее рвет старые одежды, ж аж дет новых просторов, новых экономи ческих связей. Плывут на своих дощ ани ках купцы Босые по северным рекам и ре кам Сибири, ширится предпринимательский и торговый размах русского капитала, все дальш е и дальш е на восток уходят грани цы государства Московского. Писатель подробно просматривает мно гочисленные экономические, национальные и духовные связи, накрепко прошившие молодую Московию сверху донизу, от цар ского двора до казачьих поселений по Аму ру, от царя до беззвестного стрельца на войне с Речью Посполитой. «Москва беше но, молодо хочет жить», и как путы на но гах ее — косность бояр, патриархального уклада. Тщательно и красочно бытописует автор жизнь царского двора, церковные службы, тяжелую возню именитых бояр вокруг престола. Характерные для того времени смуты, раскол порождают сильные фигуры в крупной государственной игре. И говоря об удачах романа, нельзя обойти одну из самых ярких исторических фигур допетровской России — протопопа Авваку ма, чьи писания в выдержках и отрывках органически вошли в книгу — большая пи сательская смелость, на которую сознатель но пошел В. Н. Иванов. Протопоп Аввакум, патриарх Никон, царь Алексей — вот три государственных муж а, положившие основу одному из са мых сложных духовных конфликтов на Р у си XVII столетия — расколу между религи ей и светской властью. Этот-то конфликт вместе с держ авной властью и получил в наследство Петр Первый. Трагична фигура протопопа Аввакума, жизнелюбца и страст ного, иступленного ревнителя старины. Во всем новом он видит зло и обличает его. И несмотря на то, что его послания и про поведи полны требований любви, добра, справедливости, он вступает в непримири мое противоречие с назревающими в чреве государства переменами. Отрицая какие бы то ни было перемены, он, сам того не подозревая, тянет государство вспять; его душу разры вает искреннее желание добра и справедливости, с одной сторону, и сле пота политически отсталого ума — с другой. Аввакум в своем ослеплении идет до конца и сгорает на костре. Но го, что для от дельного ч ел о век а— трагедия, для государ ства в ц е л о м— лишь всего незначительный эпизод, однако в такой борьбе и само го сударство совершенствуется и крепнет. Под стать Аввакуму и в противовес ему — мощная фигура патриарха Никона с его истинно государственным понимани ем исторической роли России и честолю бивой попыткой подчинить светскую власть церкви, за что он не замедлил поплатиться. Слабость и сила, государственность и лич ное честолюбие, перехлестнувшее через здравый смысл, уживаются в одном челове ке, и мастерство писателя выразилось в том, что он сумел донести до нас, как ж и вые страсти, и борьбу давно ушедших людей. Особо пристальное внимание уделено в «Черных людях» купечеству. История семьи купцов Босых прослеживается через все повествование — тот же прием, что и в романе «На Нижней Дебре». В этом и сла бость и сила художественной манеры писа т е л я— от частного идти к общему и в ма лом черпать материал для широких обоб-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2