Сибирские огни, 1968, №6
Л и т е р а т у р н ы е П О Р Т Р Е Т Ы А. ГВОЗДЕВА Д о л г и й п у т ь Сентябрьское солнце греет не ж арко, в его ровном сильном свете отчетливо ви ден Хехцир, четко вырисовываются сопки, о шероховатый стертый гранит глухо тол кается вода. Амур особенно широк в этих местах — здесь в него вливается холод ная стремительная Уссури, здесь ж е на крутых холмах широко разбросался го род. С разу за поворотом в лицо ударяет многократно отраж анное рекой солнце. Щ едра на отдачу амурская осень, щ ед ра солнечными днями, вот этим ровным, устоявшимся теплом, покоем, тишиной. Сюда часто приходит большой грузный человек; опираясь на палку со старинным серебряным набалдашником, он ходит тя ж ело и медленно и подолгу стоит над ре кою, подставляя лицо солнцу. У него крупная голова с высоким лбом, волосы седые, ежиком, глаза под сумрачными бровями требовательны и остры. Всеволоду Никаноровичу И ванову — 80. З а плечами старого русского писателя — три революции и три войны. Труден был путь к истине у этого боль шого сумрачного человека, шел он через сомнения, ошибки и преодоления. Есть че ловеческие судьбы, вобравшие в себя про тиворечия целой исторической эпохи; они несут на себе ее отметины, как рубцы. Т а ких судеб не так уж много, если учесть, что люди уходят значительно скорее, чем эпохи. Нелегко держ ать на себе груз эпо хи, но он, этот груз, углубляет внутренний взгляд художника, делает его зорче, острее. ...1888 год — год собственного рож де ния — представляется теперь Всеволоду Никаноровичу неправдоподобно далеким. Кострома, пестрая, лохм атая, праздничная, с суматошными ярмарками и пасхальным звоном церквей. 1905 год. М ежду прочим, именно в Костроме, в Костромской гимна зии, где учился В. Н. Иванов, выступали тогда будущие корифен революции — Яков Свердлов, Михаил Фрунзе, Емельян Яро славский. И хотя написано об этом време ни спустя полвека, в 1958 году, в романе «На Нижней Дебре», непосредственные впе чатления до сих пор обжигают писателя своей новизной и горячностью. Ему посчастливилось — что назы вает ся — в и д е т ь , как делается история, он знаком с ней не по источникам, не по филь мам, он очевидец тех далеких зарниц, ко торые были предвестниками революции сем надцатого года. Н ачало века, 1906— 1912 годы. С анкт-П е тербургский университет. В годы реакции, наступившей после разгрома первой русской революции, университеты Московский и П е тербургский оставались одинокими остро вами культуры, свободолюбия, прогрессив ных идей. В университете В. Н. Иванов изучает историю, философию, естественные науки. Изучение европейской культуры, зн а комство с зарубежной эмиграцией в семина рах у профессоров Виндельбанда и Риккер- та (Гейдельбергский, Фрейбургский универ ситеты, Германия) дало ему очень много. Ничто не помогает так постичь величие соб ственной культуры, как непосредственное соприкосновение с культурой других наро дов. Истинно русскому человеку становится тогда ближ е и понятнее свой собственный национальный самобытный гений. В те годы он не знал еще, не мог знать, насколько близко, лоб в лоб, ему придется столкнуть ся с чужой культурой. И будучи отторгну тым от Родины, от своей культуры в тече ние нескончаемых десятилетий, он будет тосковать п о ' родному языку, по пронзаю щим душу куполам Василия Блаженного, по тесному лабиринту арбатских переул ков. Но и тогда, в первое десятилетие но вого века, блестящим дипломантом В. Н. И ванов уж е серьезно интересуется вопро сами складывания государственности на Руси, углубленно работает в архивах. Пути развития России, ее историческая
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2