Сибирские огни, 1968, №6
Ну разве это справедливо? Ну разве это есть закон? Не лень, не глупость и не пьянство причина нашей нищеты, а бесконтрольное тиранство, что правит нами с высоты! Поэт верно уловил трибунную, оратор скую интонацию, передал обличительный, бескомпромиссный пафос речи, точно и ясно провел мысль о необходимости народного контроля, то есть потребовал демократиче ского правительства. Здесь он немногосло вен и собран, в стихах ощутима своя сила — она в страстной убежденности, в искрен ности, в преданности рабочему делу. Егорка слуш ает всех с напряженным вниманием. И солдата-инвалида, который рассказы вает, как он воевал-бедствовал, а вернувшись, «дома встретил разоренье» И петербургского рабочего, из числа тех, кто «со священником Гапоном в день д е в я тый января в Петербурге мы с поклоном шли до нашего царя». И старого господи на, бывшего администратора, который спо койно и обстоятельно разъясняет, зачем и кому нужна война, за чей счет она ведется: На те ж е кровные рубли, что из народа выжимали, вооружают корабли из меди, чугуна и стали. И миллионные войска из сил народных, сил отборных, но бессловесных и покорных шлют погибать наверняка. Тай вот кому нужна война. Она нужна капиталистам, за их карман идет она да в пользу разным аферистам* А беднякам в ней пользы нет ни на пятак, ни на копейку, она несет нужду-злодейку, хоть будь победа из побед. П оказательно, что поэт в своей откро венно агитационной поэме учел религиоз ный ф анатизм Егорок, ему хорошо извест ный. Он сам пережил увлечение религией, ходил на святой ключ Абалакской богоро дицы, истово молился, пока набожны е тор говцы девицами не охладили его религиоз ный пыл. З а бога держ ались многие из его среды, как ^ а последнее прибежище в их страшной жизни. Поэтому на вопрос Е гор ки, «почему вас поп не любит и старается внушить, будто воля веру губит, хочет бо га подменить?» — на рабочем собрании ему отвечают: — Нет, друг, мы не против бога, мы лишь против тех попов, что придумывают много и дурачат простаков. Учат нас они смиренью, обещ ая царство там... Богачи же без стесненья и прибрали все к рукам. Богачам с попами славно ж ить средь темных бедняков, обираю т их исправно меж ду дел святых и слов. Бог им нужен лишь для виду, чтоб нас только устрашить, чтоб нам всякую обиду от богатых выносить. » • • • • • • * • * » Разве свет к тому создался, разве это бог велел. чтоб богатый наслаж дался, а бедняк мякину ел? Бедность, как в помойной яме, в горе ж ить принуждена... Не попы нам и не храмы — человечность нам нужна. Бог нужен для виду, а попы и храмы совсем не нужны, необходима свобода, че ловечность, братство — это основная мысль в осторожной и гибкой речи пропагандиста революции, он не торопит события, спор о существовании бога подождет лучших вре мен, не случайно он заверш ает свое вы ступ ление о боге словами: «Впрочем, будешь как свободным, сам поймешь все это, брат». Здесь напоминание о том, что слуш атель еще не свободен, и само обращение «брат» имеет свою далеко рассчитанную цель. Вооб ще говоря, в поэме немало повторов, осо бенно в третьей ее части, но многие куски и сцены в ней отличаются и лаконизмом и энергией, внешне скрытой силой выраж ения своих мыслей и чувств. Возникает и образ ищущего Егорки, который усваивает, нако нец, необычные для него идеи, откры вает для себя новый мир. Вся третья часть — это вы раж ение морально-этжческого и полити ческого кредо Егорки. Он осуж дает себя за то, что оказался по темноте в стане погром щиков: «Но теперь я понимаю, что мы были дураки, д аж е плохо, полагаю , нас отдули казаки». Теперь Егорка видит: «кто ж е нам добра ж елает, кто нас ценит, как людей, тех богатство истребляет как опасных бун тарей». И он полон ж елания действовать против царя и помещиков, против купцов и попов: Но пора им быть в ответе! Скоро праздник наш прийдет* Уж теперь никто на свете эдак нас не проведет. Растрясем все их душонки, всех их выжмем, как творог* Н е помогут им деньжонки, не поможет им и бог! О днако поэт не обольщ ается революци онностью вчерашнего погромщика, он-то знает, что до разумных и согласованных действий ему еще далеко, поэтому поэма о просветленном Егорке заверш ается таким, по сути, комическим эпизодом. Выходит Егорка на шумную улицу города и видит: по ней, красуясь гордо, шествует- сам полиц мейстер, его бывший друг: Он идет, щ елкая шпоркой, горд и строен, как свеча, вдруг предстал пред ним Егорка д а и бац его с плеча... Полетел бедняк с панели, как отроду не летал. Заш умели, загалдели, а Егорка лишь сказал: — Тоже, шишка, задаеш ься со своею красотой, неужели не найдется вам управы никакой. Егорку, естественно, арестовали, посади ли в тюрьму, избили. И з тюрьмы он пишет бодрое письмо своему другу, таком у ж е ед ва прозревшему бывшему погромщику, как и он сам. Д о политической зрелости Е гор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2