Сибирские огни, 1968, №6

требованиям момента. П од его лозунга­ м и — «Долой самодерж авие!», «Д а зд равст­ вует всенародное вооруженное восстание!», «Д а здравствует социализм !»— проходили демонстрации, при его активном участии организовывались митинги и массовки, ко­ митет создал подпольную типографию и снабж ал город революционной литерату­ рой. Он был самой решительной и дейст­ венной силой в городе, поэтому естественно, что увлекающийся по натуре молодой поэг, который тогда «не различал никаких пар­ тий», оказался в рядах социал-демократов. «Социал-демократическая организация, твердо стоявш ая на большевишских пози­ циях, пользовалась наибольшим авторите­ том в рабочей среде,— писал в статье « Б ар ­ наул 1905-06 гг.» участник событий В. И. Ш емелев.— Никаких других, конку­ рировавших с ней организаций, не было» («Сибирские огни», 1925, № 4—5, стр. 199). П оэт-картонщ ик Иван Т ачалов был в те дни активным революционером-массовиком, работал в распространительской группе со­ циал-демократов — это подтверж дается и докум ентами партийных архивов (см. статью С. К ож евникова в кн. «Л итератур­ ные очерки», Новосибирск, 1949) и воспо­ минаниями участников революции в Б а р н а ­ уле М. Зимачевым, В. Ш емелевым и другими. Но самым убедительным и неопро­ вержимым документом, свидетельствующим о принадлежности поэта к наиболее револю ­ ционным кругам Б арнаула, является его творчество. Е два ли не первым печатным выступлением И. Т ачалова следует назвать его «К азачью марсельезу», вошедшую в книгу-брошюру «Четыре марсельезы», ко­ торая была издана в 1906 году подпольной типографией Б арнаульского комитета Р С Д РП . Эта песня, вы званная к жизни присутствием в Б арнауле казачьих войск, обладала большой агитационной силой. В ней говорилось, что «царь — такой ж е слу­ га капитала», что он покровитель, друг и отец богачам, генералам и «всем убийцам, ворам, палачам»; в ней торжественно про­ возглаш алось, что нарож дается «другая мо­ гучая сила» — «это сила сознания народа, это сила святого труда». А заверш алась «марсельеза» горячим призывом: Так долой торжество капитала! И да здравствует царство труда! Рассказы ваю т, что эту тачаловскую м ар­ сельезу распевали казаки, примкнувшие к революционным демонстрациям барнауль­ ских трудящихся. Еще большей популярностью пользова­ лась в Б арнауле поэма И. Т ачалова «Е гор­ ка». Сам поэт так рассказы вал об этом Г. Вяткину: — Вот в Б арнауле в 1905 году был у меня успех — могу похвастать. Читал я рабочим свою поэму «Егорка», где все начальство прохватил как нельзя лучше,— так ведь рабочие на руках меня носили! Бы вало, гул стоит, ходуном все ходит, как только кончу. Со всех сторон кричат: Вот это л ов­ ко! Вот это здорово! Вот это по-нашему! Крой их, Ванька, вовсю! Клади, милый, на обе лопатки! Поэма «Егорка» была написана И. Тача- ловым в очень короткий срок. 17 октября 1905 года был объявлен ц ар­ ский манифест о даровании всяческих сво­ бод. Социал-демократы призвали тру дя­ щихся не верить обещаниям и не прекра­ щ ать борьбы. Но поднялись и реакционные силы. Черная сотня, созданная по указке правительства, начала преследование наи­ более активных деятелей революции; при­ звала свою паству к избиению «политиков» церковь. В Б арнауле в памятные октябрь­ ские дни все началось с молебна возле со­ бора. Черносотенцы, выслуш ав наставления протоиерея Завадовского, тронулись с порт­ ретами царя и под охраной казаков по ули­ цам города. Сначала они избивали участни­ ков революционного движ ения, разгромили их квартиры , Общественную библиотеку. Потом, разгулявш ись и уверовав в безна­ казанность, начали «щупать» магазины, гос­ тиницу, пивоваренные заводы . Н ачались бесчинства, не предусмотренные планом вдохновителей погрома, и спохватившиеся власти вынуждены были разгонять «па­ триотов» нагайками. В конце декабря 1905 года И. Тачалов, которого черносотенцы тож е разыскивали дл я расправы , уж е читал поэму «Егорка», где этот трагикомический случай в жизни города был одним из центральных эпизодов. Н езадачливый темный парень Е горка «приглашен» попом и полицмейстером на погром «политиков». Что к чему и зачем, Е горка, конечно, не понимал и «добросо­ вестно» действовал, как все — так убеди­ тельно прозвучала для него проповедь про­ тоиерея. И вот когда, по их понятиям, они еще продолж али трудиться во славу царя и отечества, на них налетели казаки. Е гор­ ка и его товарищи изумлены и потрясены: «Брат, за што нас отодрали сучьи дети к а ­ заки?» Все события в поэме показаны глазами этих недалеких Егорок, которые не в про­ мышленном, а, скорее, ремесленном, чинов­ ном и торговом городке составляли п од ав­ ляющее большинство. И. Т ачалов в качестве главного героя поэмы взял живую, весьма характерную для города, типическую фигуру обывателя. Егорки, как правило, бедны, безграмотны , работаю т на хозяина, затурканы им, единственное р аз­ влечение — водка, бесшабашный разгул в праздничные дни. И. Т ачалов знал их очень близко, он жил в их среде. В «Мрачной повести» он безыскусно рассказал об отно­ шении своиХ родных к его занятиям «поли­ тикой». «Мне страстно хотелось, чтобы мои род­ ные увидели меня не среди подонков и от­ бросов человеческих, а среди главарей ос­ вободительного движ ения. Когда казаки загр аж д ал и путь, я, как пьяный, бросался в их ряды и призывал идти с нами. Во вре­ мя погрома я спасся каким-то чудом.„

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2