Сибирские огни, 1968, №6

Н. ЯНОВСКИЙ П о эм а „Е г о р к а * * И в а н а Т а ч а л о в а Имя И вана Ивановича Тачалова (1879"— 1929) хорошо известно в Сибири. Это был талантливый поэт-самоучка начала нашего века. В последние годы о жизни и твор­ честве поэта появилось несколько моно­ графических очерков — С. Кож евникова, Г. Раппопорта, И. Антропянскою . О нем писали М. Горький, В. Брюсов, Г. Гребен­ щиков, Г. Вяткин, Н. Ч уж ак и другие. И в монографиях, а подчас и отдельных ре­ цензиях упоминалась поэма «Егорка», на­ писанная сразу после событий революции 1905 года и, по общему заключению, у т­ раченная в ее первоначальном виде. Поэма «Егорка» в те дни в подцензурной печати появиться не могла, так как была проникнута ярко выраженным революцион­ ным пафосом. И. Тачалов читал ее в рабо­ чих аудиториях Б арнаула, и поэма стала не только фактом литературы 'Сибири, но и определенного рода политическим актом. Поэму заучивали и, видимо, распространя­ ли в списках, коль много лет спустя значи­ тельные отрывки из нее были обнаружены и в Запсибпарте, и в семейном альбоме старого барнаульского полиграфиста Г И Ускова. Эти списки д а еще записи отрывков, сохранившихся в памяти участников рево­ люции 1905 года в Барнауле, легли в ос­ нову публикации поэмы сначала в «К рае­ ведческих записках» (Барнаул, 1956), затем в книге Г. Раппопорта «Страницы литера­ турного прошлого Алтая» (Барнаул, 1958) Ж урналист и краевед Григорий Павлович Раппопорт (1909— 1966) не только попы­ тался восстановить всю поэму И. Т ачало­ ва, но и с полным основанием поставил ее в ряд с крупнейшими явлениями передовой реалистической литературы Сибири тех лет. Ято мы знаем о Тачалове этого важ ней­ шего для него периода жизни? Очень немного. В 24 года, т. е. в 1903 го­ ду, он «увлекся поэзией». «К чтению у меня была дикая, ненасытная ж адность»,— рас­ сказы вает он в своей «Мрачной повести»,— Имея слишком мало свободного времени, я никогда в жизни не мог удовлетворить своего умственного голода». К этому вре­ мени он успел (буквально с трехлетнего возраста) побывать папиросником (ручная выделка гильз), учеником сапожника, му­ зыкантом в притонах самого дурного по­ шиба, картонщиком («купец предложил мне делать картонки для шапок и ф ура­ ж ек»); он уж е прошел «сквозь строй» (его выраж ение) уж асных фактов жизни своей семьи, своей среды — пьянство, разврат, произвол сильного, дикое, узаконенное над­ ругательство над человеческой личностью. С 25 лет, т. е. 1904 года, малограмотный и много переживший человек начинает пи­ сать. «Писать я предпочел стихами, потому что мысли мои пели, слова и фразы , к аза­ лось, сами напрашивались в стройные куп­ леты. Вопрос был только в том, как, когда и где п и сать— писать днем некогда, ночью темно, огня не полагалось, ж дать праздни­ ков не было терпенья, поэтому я решил писать ночью, ощупью, пока не засну». В этот момент интенсивного духовного развития начинающего поэта и грянул 1905 год. «Он захватил и всколыхнул меня,— вспо­ минал впоследствии И. Тачалов.— Я начал знакомиться с революционными кружками и участвовать на массовках и митингах. Я не различал никаких партий, не понимал никаких программ и платформ, а участво­ вал просто, благодаря своей впечатлитель­ ной, увлекающейся натуре...» И- в самом деле,— хотя и не вдруг и не сразу,— но волна революционного движ е­ ния захлестнула и уездный городок Б ар н а­ ул. Здесь были и митинги, и демонстрации, и забастовки. Главное ж е, здесь в этом го­ ду выросла, окрепла и приобрела исключи­ тел ьн о е. значение социал-демократическая партийная организация. Действия Б ар н а­ ульского комитета РС Д РП в большей мере, чем чьи-либо другие действия, отвечали

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2