Сибирские огни, 1968, №6

внимания М. Алексеева. В «Вишневом ом у­ те» эта тема раскрыта особенно глубоко на широком историческом фоне. Новым со­ держ анием наполняются слова «доброта», «любовь к родной земле» в окруж ающ ей нас действительности. Автор всем строем своего произведения доказы вает мысль о том, что силы добра, светлого человеческо­ го разум а и созидательного труда непобеди­ мы. П еред ними отступают, гибнут, отме­ таются прочь силы низменных инстинктов наживы, насилия, угнетения. Волжский грузчик Михаил Харламов че­ рез всю свою жизнь пронес мечту о саде., В глухой саратовской деревушке, купив пос­ ле реформы 1861 г. клочок земли, он кор­ чует лес, вы саживает первые деревца. И тот­ час возникает конфликт — Михаил долж ен встать грудью за свою мечту о прекрасном, преображ ающ ем природу саде. Доброта Х арламова и ж естокость местного богатея Гурьяна Савкина, порыв к красоте, с одной стороны, и корыстная ж аж д а наживы, с другой, сталкиваю тся в острейшем проти­ вопоставлении, становясь одним из прояв­ лений социальной борьбы эпохи войн и ре­ волюций. Михаил Харламов отстоял свою мечту. Зацвел сад на том самом месте, где был болотистый лес, f-де жутко чернел омут, н а ­ званный вишневым за темно-красный цвет, за то, что много людской кровушки цвета спелой вишни пролилось в вечно студеные воды его. С ад стал приютом соловьев и лю ­ бящих, облагородил человеческие помыслы, сделал людей добрее, отзывчивее. Гибнет Гурьян Савкин со всей своей мрачной силой и призрачной властью. Гиб­ нет вместе с царским строем, порож дав­ шим все низменное и своекорыстное. Раскры вая идею гуманизма на м атериа­ ле, отдаленном от наших дней десятилетия­ ми, писатель не стал от этого менее совре­ менным. В мире, полном еще отголосков только что отгремевшей войны, в мире, з а ­ полнявш емся уж е реваншистскими вопля­ ми, раздался негромкий, но очень убеж ден­ ный голос М. Алексеева. Он говорил, док а­ зывал, воспроизводил картину рождения истинного гуманизма, показал на конкрет­ ном примере, как естественно, просто и в то ж е время неизбежно человечество стремилось и стремится к идеалам добра. Вначале Михаил Харламов попросту хо­ чет найти источник существования, вы ра­ стить сад, подобный тем, которые знал на родной Полтавщине. На привале он, тогда еще волжский грузчик, мечтает: — Буду возить яблоки да ягоды в С а ­ ратов, продавать жирным купчихам, а на вырученные карбованцы покупать хлеб. Но проходит время, и сад, взращенный трудом, каждодневными заботами, в борьбе с мироедами, наполняет Михаила Х арламо­ ва новыми мыслями: — А сколько зла по неразумению, по темноте своей причиняем мы природе! И з­ ничтожаем, как саранча летучая, сады —• зелену красу и отраду жизни нашей. П ор­ тим, поганим, точно плюем в колодец, реки и озера, без которых земля испекется и по­ мрет вместе со всеми нами и со всей бо­ жьей тварью. Так, начав с малого, высадив сад, «чтоб с голоду не помереть», Михаил начинает понимать, что не ему одному сад нужен. Так постепенно в нашем восприятии образ сада расширяется до символа. После революции, когда были порушены и убраны все плетни и заборы , когда част­ ные сады слились в один большой общ е­ ственный, для Михаила Харламова, в л а­ дельца самого большого’и самого красивого сада, этот процесс обобществления прошел легко и безболезненно. Старшим садовни­ ком колхоза имени Мичурина стал отныне Михаил Харламов. По почину комсомольцев проводится штурм Вишневого омута, рубится непрохо­ димый лес, корчуют пни. По осени от бе­ регов омута веером побежали ровные ряды юных деревцев. «Вишневый омут, казалось, окончательно утратил прежний свой вид; с той поры каж дое лето он вволю поил своей чистой и вкусной водою молодой, бы ­ стро набирающий силы сад и был постоян­ ным пристанищем соловьев и девчат...» Человек в союзничестве со всемогущей природой создал для любви и ее вечной неумирающей песни этот земной рай. От смутных представлений о добре и к р а­ соте, вместе со своим временем, в борьбе и страданиях мужает, доходя до осознания общечеловеческого своего значения, мечта Михаила Харламова. Символично звучат слова садовода: — Зем ля нынче принадлежит простым людям — ее работникам. Кому ж о ней по­ заботиться, как не им?.. Лучш е и краш е н а­ шей земли, мабудь, ничего нет на свете. И жить нам на ней веки вечные. До слез, до глубокой боли любит М иха­ ил Алексеев родную землю. Он знает цену сегодняшнего мирного дня и тревогой ис­ полнен за судьбы человеческие. П робуж дая в людях порыв к красоте, к добру, он, под­ полковник в запасе, и сегодня — солдат ве­ ликой армии борцов за мир, за торжество коммунистических идеалов. Л . БАЛАНДИН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2