Сибирские огни, 1968, №6
внимания М. Алексеева. В «Вишневом ом у те» эта тема раскрыта особенно глубоко на широком историческом фоне. Новым со держ анием наполняются слова «доброта», «любовь к родной земле» в окруж ающ ей нас действительности. Автор всем строем своего произведения доказы вает мысль о том, что силы добра, светлого человеческо го разум а и созидательного труда непобеди мы. П еред ними отступают, гибнут, отме таются прочь силы низменных инстинктов наживы, насилия, угнетения. Волжский грузчик Михаил Харламов че рез всю свою жизнь пронес мечту о саде., В глухой саратовской деревушке, купив пос ле реформы 1861 г. клочок земли, он кор чует лес, вы саживает первые деревца. И тот час возникает конфликт — Михаил долж ен встать грудью за свою мечту о прекрасном, преображ ающ ем природу саде. Доброта Х арламова и ж естокость местного богатея Гурьяна Савкина, порыв к красоте, с одной стороны, и корыстная ж аж д а наживы, с другой, сталкиваю тся в острейшем проти вопоставлении, становясь одним из прояв лений социальной борьбы эпохи войн и ре волюций. Михаил Харламов отстоял свою мечту. Зацвел сад на том самом месте, где был болотистый лес, f-де жутко чернел омут, н а званный вишневым за темно-красный цвет, за то, что много людской кровушки цвета спелой вишни пролилось в вечно студеные воды его. С ад стал приютом соловьев и лю бящих, облагородил человеческие помыслы, сделал людей добрее, отзывчивее. Гибнет Гурьян Савкин со всей своей мрачной силой и призрачной властью. Гиб нет вместе с царским строем, порож дав шим все низменное и своекорыстное. Раскры вая идею гуманизма на м атериа ле, отдаленном от наших дней десятилетия ми, писатель не стал от этого менее совре менным. В мире, полном еще отголосков только что отгремевшей войны, в мире, з а полнявш емся уж е реваншистскими вопля ми, раздался негромкий, но очень убеж ден ный голос М. Алексеева. Он говорил, док а зывал, воспроизводил картину рождения истинного гуманизма, показал на конкрет ном примере, как естественно, просто и в то ж е время неизбежно человечество стремилось и стремится к идеалам добра. Вначале Михаил Харламов попросту хо чет найти источник существования, вы ра стить сад, подобный тем, которые знал на родной Полтавщине. На привале он, тогда еще волжский грузчик, мечтает: — Буду возить яблоки да ягоды в С а ратов, продавать жирным купчихам, а на вырученные карбованцы покупать хлеб. Но проходит время, и сад, взращенный трудом, каждодневными заботами, в борьбе с мироедами, наполняет Михаила Х арламо ва новыми мыслями: — А сколько зла по неразумению, по темноте своей причиняем мы природе! И з ничтожаем, как саранча летучая, сады —• зелену красу и отраду жизни нашей. П ор тим, поганим, точно плюем в колодец, реки и озера, без которых земля испекется и по мрет вместе со всеми нами и со всей бо жьей тварью. Так, начав с малого, высадив сад, «чтоб с голоду не помереть», Михаил начинает понимать, что не ему одному сад нужен. Так постепенно в нашем восприятии образ сада расширяется до символа. После революции, когда были порушены и убраны все плетни и заборы , когда част ные сады слились в один большой общ е ственный, для Михаила Харламова, в л а дельца самого большого’и самого красивого сада, этот процесс обобществления прошел легко и безболезненно. Старшим садовни ком колхоза имени Мичурина стал отныне Михаил Харламов. По почину комсомольцев проводится штурм Вишневого омута, рубится непрохо димый лес, корчуют пни. По осени от бе регов омута веером побежали ровные ряды юных деревцев. «Вишневый омут, казалось, окончательно утратил прежний свой вид; с той поры каж дое лето он вволю поил своей чистой и вкусной водою молодой, бы стро набирающий силы сад и был постоян ным пристанищем соловьев и девчат...» Человек в союзничестве со всемогущей природой создал для любви и ее вечной неумирающей песни этот земной рай. От смутных представлений о добре и к р а соте, вместе со своим временем, в борьбе и страданиях мужает, доходя до осознания общечеловеческого своего значения, мечта Михаила Харламова. Символично звучат слова садовода: — Зем ля нынче принадлежит простым людям — ее работникам. Кому ж о ней по заботиться, как не им?.. Лучш е и краш е н а шей земли, мабудь, ничего нет на свете. И жить нам на ней веки вечные. До слез, до глубокой боли любит М иха ил Алексеев родную землю. Он знает цену сегодняшнего мирного дня и тревогой ис полнен за судьбы человеческие. П робуж дая в людях порыв к красоте, к добру, он, под полковник в запасе, и сегодня — солдат ве ликой армии борцов за мир, за торжество коммунистических идеалов. Л . БАЛАНДИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2