Сибирские огни, 1968, №6
помыли полы, и обувка моя промокла, по ка к нашим местам мы с отцом прошли по сырому.... Пусть мне простят это отступление, но у каж дого, как говорится, своя колокольня, и с моей смотрелось вот так — тут уж ни чего не поделаешь. Мы уж е успели более или менее огля деться, мы уж е видели отличные эти авто страды — три ленты в одну сторону, три — в другую — и это великолепие — автомоби ли, уютные коттедж и и крепкие постройки, и разумное производство; мы уж е насмот релись на витрины, в которых все, что толь ко можно захотеть на этой земле, мы уж е поняли, что такое сервис, по сравнению с которым наше обслуж и вани е— сплошная робость, и сейчас мне очень захотелось ска зать этим ребятам, что война разные следы оставила на разных континентах; в их стране, не зна.вшей, что такое бомбежка, и в моей, повидавш ей все, и что канадское их благополучие — не вина и не беда их, а счастье — это плюс ко многому еще и след ствие той самой разницы в следах войны... Уже в первый день нас стали опраши вать, понравилась ли нам К анада и н ра вятся ли автомобили — вернее, не автомо- * били, так как они почти сплошь американ ского производства, а тот ф акт, что авто мобиль в К анаде и стоит довольно дешево, и есть чуть ли не в каж дой семье,— и как мы оцениваем прогресс, достигнутый наро дом К анады ; и мы отвечали, что, да, н р а вится и страна, и автомобили, что, да, оце ниваем высоко. В самом деле, к К анаде как нельзя боль ше подходят слова о то,м, что автомобиль здесь — не роскошь, а средство передвиж е ния. З а рулем можно увидеть и совсем пожилого человека, и девушку, и совсем мальчишку, а о характере канадцев можно судить, пож алуй, не только по одеж де и манерам, но и по внешнему виду его авто мобиля тоже. В больших городах мы видели шикарные «понтиаки», забры зганны е, казалось, еще прошлогодней грязью, видели машины без фар, с помятыми боками или прорж авевш и ми багаж н и к ам и— очень тонкая обшивка плюс отсутствие гараж ей. О днажды нам встретился великолепный автомобиль, у ко торого с одного бока здорово была разбита и не откры валась дверца — ее заклинило после небольшой аварии, и хозяин так и ездил уж е больше полугола. В другой раз мы не без удивления глядели на велико- . лепный «шевроле», у которого совсем не было крыла над одним из передних колес. На недоуменные вопросы ребят из н а шей группы то здесь, то там кто-либо из гидов неизменно отвечал: — Владелец этой машины, видимо, со бирается покупать новую — так зачем бе речь эту? Вторая часть этого «автомобильного» парадокса — довольно приличные еще м а шины, рядами стоящие на кладбищ е авто мобилей... Сюда, в этот кабачок под Оттавой, мы ехали вместе с тем самым парнем, который учится на курсах русского языка. Вот при мерно наш с ним разговор: — Ты женат? — Д а, конечно. А ты? — Ж енат тоже... — Ты имеешь детей? — Двое... Мальчишки. А ты? — У меня нет детей. — Ты отстал... — Д а, но у меня нет возможности иметь ребенка... Очень скоро мне нужно покупать новый автомобиль. Нетрудно, вероятно, догадаться, что двое мальчишек — это у меня. А новый автом о биль надо покупать ему. А парень ж аловался на жизнь, и одет он был довольно скромно, и, заним аясь в университете, прирабатывал. Странная, вроде бы, штука. В К анаде, имеющей громадную территорию и совсем небольшое — всего 20 миллионов — сравни тельно с этой территорией население, очень заботятся о детях. Семьи, в которых 5—7 ребятишек,— совсем не исключение. Это здесь всячески поощряется. И заботу о ре бятишках можно видеть, так сказать, нево оруженным глазом. В Чикогими, одном из самых пролетар ских, а потому и самых бедных небольших городков, мы впервые увидели на улицах одиннадцати-двенадцатилетних мальчишек с белыми портупеями. Мальчишки смело останавливали потоки машин, д а в ая воз можность перейти дорогу ребятишкам п о младше со школьными сумками в руках. Гид объяснил; — Это дежурные по городу. Они следят за тем, чтобы транспорт уступал дорогу д е тям, спешащим в школу... Очень трогательный обычай. Потом по дороге в Квебек наш автобус шел вслед за громадным пассажирским фургоном, окрашенным в ярко-ж елтый цвет. Это был специальный автобус, собиравший детишек по всей трассе и доставлявший в школу. Когда он остановился, наконец, око ло школы, водитель нашего автобуса тож е затормозил, и мы увидели, как и позади нас и впереди начинают расти два ряда м а шин. И все терпеливо ж дали, пока ребятиш ки вышли из автобуса и не спеша перебра лись на другую сторону, и ж елтый фургон тронулся с места. Это — железное правило канадских д о рог, соблюдаемое неукоснительно. Т ак почему ж е мой знакомый не име ет детей, если страна заинтересована в этом? Потому, вероятно, что кто-то другой з а интересован в том, чтобы прежде всего у этого парня с вечерних курсов был автом о биль. Потому, что этот другой — автом о бильные монополии — сильнее государства. И уж , будьте спокойны, они сумеют всучить вам автомобиль, д аж е если вы будете то му противиться. Одно дело, что здесь не развит обше-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2