Сибирские огни, 1968, №6
первый такой объект, по существу еще опытный, обошелся й не дешевле, однако ж е в дальнейшем решение это сулит нема лую экономию средств. Первые перегоны новой линии — Ш уш ь— Дубинино — Инголь, около пятидесяти ки лометров,— проложены по спокойной мест ности Предгорная степь неуютна: есть где разгуляться ветрам. Однако особых труд ностей, технических сложностей при про кладке пути тут не встретилось. О следующих перегонах этого не ска жешь. В ряд ли найдется второй такой пе регон на железных дорогах страны, как, например, Полуторник — С аланга. Здесь, на отрезке каких-то двадцати семи километ ров, пришлось пробивать в скалах четыре туннеля общей длиною более шестисот метров. Д а, стройка трудная. И хорошо, что после тяж елого труда есть где отдохнуть. Когда я ехал в Дубинино, ож идал увидеть выстроившиеся в ряд жилые вагончики с дымящимися трубами, вместо столовой — котлопункт с самым необходимым оборудо ванием и ассортиментом из трех блюд. Т а кими были обычно строительно-монтажные поезда. Не таков СМП-268. Года три назад сюда прибыло новейшее передвижное жилье, городок на колесах. Просторные жилые ва гоны на четыре человека, оборудованные центральным паровым отоплением. Но и такой городок в скором времени оказался не нужен, его отправили в К рас ноярск. Все разместились в домах без колес. С толовая здесь — приятно зайти: чистая, ую тная. В очереди ни разу не пришлось вы стоять. И готовят хорошо. Д о конторы до носится запах овежевыпеченного хлеба — пекарня своя. В клубе — широкий экран. В школе — спортзал. Удивительно ли, что прибывающие стро ители стремятся обосноваться в Дубинино? Удивительно ли, что прораб Беляевский ж и вет за сто километров, в Кия-Ш алтыре, а ж ена с детьми — здесь? Нет, не удивитель но. — А что будет с Дубинино, если при ехать сюда лет через десять?— спросил я. Владимир Александрович Пархоменко, заместитель начальника СМП, ведающий бытом, поморщился: — Б удут вокзал и три домика...—-с к а зано это было так, будто ему уже не раз приходилось отвечать на этот неприятный вопрос.— Поселка-то, собственно, нет,— разъяснил он.— Есть станция Дубинино и при ней — временное жилье строителей. С окончанием стройки оно сносится. Было до этого здесь поле овсяное — поле и будет. Все это, конечно, в соответствии с про ектом, да только настоящий хозяин вряд ли примирится с этим. Много ли в Шарыпов- ском районе поселков вроде этого? К тому ж е на ж елезнодорожной станции? В достат ке ли обладаю т жильем совхозы? Д а и для этого ли спешили сюда в свое время строи тели в феврале ш естьдесят второго, для то го ли отыскивали они под снегом колышки геодезистов, чтобы оставить гут потом то ж е самое поле? Кстати, сама станция Дубинино может вырасти в ближайшие годы в крупный узел. В шести километрах южнее намечается строительство Берешковской ГРЭС мощ ностью в 4 миллиона киловатт, а в пяти ки лометрах к северу — сооружение крупней шего буроугольного разреза. Надо будет откуда-то начинать, и всего удобнее — с Дубинино. Что будет в Дубинино? Может быть, центральная усадьба совхоза, его отделе ние? Может быть, какое-то предприятие местной промышленности или сельхозтех ники? Не знаю, но что-то непременно должно быть. Кия-Ш алтырь — урочище, каких немало в непролазной тайге, в отрогах Кузнецкого Алатау. Но за последнюю сотню лет ему повезло, по крайней мере, дважды : когда нашли золотишко и когда обнаружили мес торождение нефелинов. Золото не принесло Шалтырю извест ности. Нефелины привлекли к глухой дере вушке самое пристальное внимание. В горах идет стройка рудника. О ней дальш е и речь. Василий Андреевич Сапрыкин — ж ивая иетория Кия-Ш алтыря. Пареньком провел годы в нелегком труде на приисках, а по том, подучившись, был здесь техноруком. Командовал головной колонной на строи тельстве автодороги к месторождению, при вел сюда первую автомашину, дал поселку первую линию связи с внешним миром и срубил первый дом для строителей. О нем, по праву, и первое слово. Д о революции деревенька в урочище Кия-Ш алтырь назы валась Тиханкой Ж или тут потомственные старатели. Летом мыли золото по ключам, зимой рылись в шах- тенках. На такой и погиб отец Василия Андреевича. Пришлось еще мальчишкой пойти в услужение к старикам-добытчикам. Многого не требовалось. Нужно было иметь крепкие ноги и крепко держ ать язык за зубами. В какие бы дебри ни забирались старики, вовремя сбегать за провиантом, спиртом, без которого, как Известно, стара тели не обходились. И сделать эго, не прив лекая внимания: старики не очень любили вы давать «фартовые» места. Узнал Сапры кин тайгу на сто пятьдесят километров вокруг, по любой тропе с завязанными гла зами пройдет. Воевал, учился, вернулся на родной при и ск.'И раньше знал о нефелинах — они были тогда «подстилающей» породой золо тых песков. Неясно было, годятся ли они для промышленной добычи. Л етом 1955 года золотой прииск был за крыт, а осенью геологи наткнулись на не фелиновое месторождение. Красив этот камень. Что-то в кем от мрамора, гамма о т те н к о в— от черного до
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2