Сибирские огни, 1968, №5
•ской литературы миогогранен и сложен,— справедливо замечает В. Трушкин.— Мно гие интересные страницы его истории до сих пор должным образом не прочитаны. Прежде всего это относится к тем литера турным явлениям и фактам, которые воз никали на так называемой периферии, вда ли от общепризнанных политических и куль турных центров». И далее автор пишет: «А между тем одна из отличительных особенностей наро ждавшейся советской литературы как раз и заключалась в «повсеместности» ее возник новения, в невиданной ранее массовой тяге к творчеству, в своеобразной «децентрали зации» литературной жизни страны». Пожалуй, от автора мы вправе были бы ожидать не столь узкого и прямолинейного вывода. Ведь сама книга В. Трушкина в какой-то мере опровергает тезис о «повсе местности» возникновения советской лите ратуры, о «децентрализации» литературной жизни. Не случайно жизнь эта концентри руется в исследуемый период прежде всего в восьми наиболее крупных городах. Д а и в этих городах она концентрируется не по стоянно и — более того — не одновременно, то вспыхивая ярко, то затухая, и как бы передвигаясь по карте Сибири, подобно тому, как, согласно павловскому учению, передвигается по коре головного мозга очаг возбуждения. Вероятно, не одна «невиданная ранее массовая тяга к творчеству» определяла эти перемещения, заставляя толпы уж е приз нанных писателей кочевать из одного горо да в другой. Литература, как, впрочем, и всякое иное искусство, не может возникать на пустом месте. Ей необходима культурная среда, которая выражается не только в единовременном присутствии в некоей точ ке энного числа интеллигентов, но, между прочим, и в издательской базе, и в устойчи вости местной власти, гарантирующей ми нимально необходимый для творчества по кой и правопорядок. Только этим объек тивным законом существования литерату ры можно объяснить (если не простигк) витиеватость пути целого ряда писателей- сибиряков (и не только сибиряков) в рево люции, их шахматные передвижения из одного лагеря в другой и обратно — вплоть до полного упрочения Советской власти в Сибири, когда подобные перемещения внут ри страны сделались просто физически не возможны. Видимо, тенденции литературного раз вития в Сибири были бы гораздо яснее вид ны, устрани автор некоторые серьезные композиционные просчеты своего труда. Например, историко-литературный фон кни ги далеко не всегда «привязан» к фону соб ственно историческому, отчего он подчас как бы «провисает», утрачивает , (несмотря на называемые даты) временную определен ность. Тут не было бы большой беды, если бы читатель сам хорошо знал историю рево люции гражданской войны в Сибири. Но, к сожалению, мы не только плохо знаем исто рию сибирской литературы. Мы плохо зна ем и сибирскую гражданскую историю — гораздо хуже, во всяком случае, нежели историю центральных и западных областей России. Недостаточная продуманность компози ции книги сказалась и в большом количест ве повторов одних и тех же фактов на раз ных страницах. Последнее тем более обид но, что автор, вероятно из экономии места, ограничился скороговоркой именно в тех случаях, когда обстоятельный — с конкрет ным литературно-критическим анализом — разговор был особенно нужен. Так, необхо дим, по-моему, был такой разговор о вы шедшем в начале 1924 г. в Иркутске сбор нике «Ильичу». Сам В. Трушкин приводит слова Вивиана Итина, что «это первый ху дожественный сборник об Ильиче». Первый не только в Сибири — вообще в советской литературе! Так можно ли было оставить его без разбора, перечислив лишь авторов! То же самое следует сказать и о романе B. Зазубрина «Два мира». В книге кратко рассказана история его создания, приведе ны отзывы тогдашней критики. Но первый советский роман заслуживал, конечно, и критического анализа. Соображениями экономии места этих про белов оправдать нельзя. Нашлось же место для детального разбора и даже цитирова ния графоманских стихов Дины Стож, для довольно подробной характеристики около литературных опытов Ст. Байкалова (П. Озерных), Ф. Филимонова и ряда дру гих авторов. И в то же время почему-то вовсе не упомянутым в книге оказался дру гой Байкалов — Глеб, чей рассказ «Три в одной землянке» намечался к опубликова нию в несостоявшемся «Сибирском сборни ке» и под чьим именем скрывался в то вре мя будущий выдающийся мастер советской литературы Ф. Гладков, написавший, кста ти, в сибирской ссылке несколько повестей и рассказов. Крайне мало говорится также и о видном сибирском поэте А. Балине. Односторонней представляется мне оцен ка политических позиций и творчества C. Ауслендера. Почему-то автор резко отгра ничивает его от других писателей, не сразу пришедших к признанию советской власти,— А. Толстого, Н. Крандиевской, Л. Лесной, Г. Вяткина, С. Алымова и др. Но ведь С. Ауслендер не бежал за рубеж, подобно А. Ремизову, Д. Бурлюку и некоторым дру гим писателям. Он остался в Сибири, учи тельствовал в школе-коммуне, стал извест ным детским писателем. Родина простила его. А ребята даж е избрали почетным пи онером. Если в целях сохранения историче ской правды нельзя обходить ошибок того или иного писателя, то ведь та же правда повелевает не замалчивать и того, как эти ошибки исправлялись и искупались. Не всегда можно принять и другие кон кретные оценки автора книги. Так, В. Труш кин резко отрицательно относится к опубли кованной в 1923 году «Сибирскими огнями» повести В. Зазубрина «Бледная прав
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2