Сибирские огни, 1968, №5
многоцветье, когда он озорно, по-«ародно- му, истинно «по-чалдонски» скажет: — Эй, стиляга, язви вас. Выходи на перепляс! Лев Черноморцев справедливо скажет, на свой сибирский лад нажимая на харак терное для сибиряков словечко «однако», оглядываясь на прожитую жизнь: Но, однако, песня не умолкла. Да, она не умолкла!.. Признательный ему читатель не пройдет безучастно и мимо таких его ладно сделанных, своеобычных, приковывающих к себе звукописью и яркостью образов, значительностью поэти ческих раздумий стихотворений-песен: «Знаком обычай гостеванья», «В старой слободке (рассказ товарища)», «Уже на солнечном сугреве», «Завтра утром порань ше' встану», «С вокзала Ярославского», «Березки троицына дня», «Детство худож ника (Вася Суриков)» и др. Отразил он и свои фронтовые годы в крепких солдатских стихотворениях «В обороне», «В дивизион ной газете»... Надо порадоваться за поэта-сибиряка: песенное начало в нем, однако, не иссякло, он щедро продолжает одаривать нас не уемной молодостью своего образного, креп кого, истинно поэтического слова И. М о т я ш о в ЗЕРНО И ПЛЕВЕЛЫ И ркутский литературовед и критик Ва силий Трушкин, написавший большое исследование «Литературная Сибирь первых лет революции»1, сделал важное и полезное дело. В сущности, он попытался про следить, что ж е происходило на необъят ных просторах русского Зауралья в литера турной жизни почти двух переломных деся тилетий— с 1908— 1909 гг. по март 1926 г., когда состоялся 1 сибирский съезд писате лей. Во многом это ему удалось. Главное достоинство книги— в обилии фактов, в скрупулезности, добросовестности исследования. Перед нами проходят лите ратурные группы и салоны Омска и Иркут ска, Читы и Красноярска, Владивостока и Барнаула, Томска и Новониколаевска как в предоктябрьский, так и в послеоктябрьский период — во время колчаковской диктату ры, в годы существования «буферной» Дальневосточной республики (ДВ Р ), после 1 В. Т р у ш к и н . Литературная Сибирь пер вых лет революции. Вост,-Сиб. кн. изд., 1967, окончательного установления советской вла сти. «Иркутские вечера», «Балаганчик», «Творчество», «Барка поэтов», «ИЛХО», «Омская артель поэтов и писателей — эти и многие другие группы и группочки, хотя бы их существование было столь же эфемерно, как жизнь бабочки-поденки, охарактеризо ваны в книге обстоятельно, с привлечением не только материалов труднодоступной те перь тогдашней прессы, но и архивов, в том числе и частных, воспоминаний, частью еще неопубликованных, наконец, собственных интервью с очевидцами и участниками опи сываемых событий. Не менее обстоятельно рассмотрены в книге В. Трушкина и альма нахи, сборники, журналы, выходившие в то время в Сибири: «Багульник» и «Сибир ские записки», «Красные зори» и «Творчест во», «Искусство» и «Пролетарские побеги» — вплоть до «Сибирских огней». Не обойдены при этом и какие-нибудь «Согры», чей пер вый номер был в то же время и последним (явление, чрезвычайно характерное для неустоявшихся пореволюционных времен), или продержавшаяся все же около двух лет «Сибирь» — своего рода зауральский «Огонек», тонкий иллюстрированный ж ур нал. Более или менее обстоятельные характе ристики творчества (за исследуемый пери од) таких известных писателей-сибиряков, как Ф. Березовский, Г. Вяткин, И. Гольд берг, П. Драверт, В. Бахметьев, В. Шиш ков, В Итин, А. Оленич-Геененко, Вс. Ива нов, К. Урманов, Л. Мартынов, В. Зазуб рин, И. Уткин, Д. Алтаузен, В. Друзин, М. Скуратов, Л. Сейфуллина, А. Караваева, И. Молчанов-Сибирский, перемежаются с довольно подробным разговором о литера торах, чьи имена мало что говорят широ кому читателю, но чья деятельность тем не менее оставила след и заслуживает доброго слова. Я имею в виду К. Анчарова, Ф. Лыт кина, В. Пруссака, В. Крутовского, Д. Оле- рона (Глушкова), Г. Гребенщикова, И. Славнина, Е. Титова... Множество (и даж е некоторое изобилие) биографического, историко-литературного, наконец, просто литературного материала, малоизвестного, подчас неизвестного, впер вые собранного воедино, делает книгу В. Трушкина исключительно ценным спра вочно-библиографическим изданием. Но, кроме того, перед нами, разумеется, и исто рико-литературное исследование, ставящее целью рассмотреть различные стороны про тиворечивого литературного процесса в по революционной Сибири, являющее собой едва ли не первую серьезную попытку по нять его тенденции и закономерности. \ Здесь мы также найдем немало бес спорных выводов (например, при оценке футуристической группы «Творчество»), не мало ценных наблюдений и обобщений. Тем не менее именно эта вторая — теоретиче ск а я— сторона исследования В. Трушкина оставляет некоторое чувство неудовлетво ренности. «Процесс становления молодой совет-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2