Сибирские огни, 1968, №5

прошлого края, исследованию исторических сведений о первых землепроходцах. Смысл поисков Ангариды в другом — в выяснении несметных природных богатств обширного и малоосвоенного района, в стремлении привлечь внимание общественности к реше­ нию насущных административно-хозяйст­ венных, экономических, культурных и про­ чих задач. Для выводов Ж . Трошева характерны сила обобщения, гражданский пафос. Он не просто свидетель, хладнокровно регистри­ рующий увиденное, но активный участник происходящих событий, которому близки и дороги интересы и нужды жителей Туры, ногинских горняков, геологов, ищущих нефть в Тунгусском бассейне, колхозников поселка Туточаны, добивающихся успехов в развитии молочного хозяйства, рыбаков с озера Ессей, оленеводов из Полигуса. Ссы­ лаясь на опыт первых русских поселенцев, приводя высказывания крупнейших ученых и специалистов, обращаясь к средствам пуб­ лицистики, языку цифр и статистических подсчетов, очеркист убеждает и доказывает на конкретных примерах, что Эвенкийский округ, где урожайность картофеля и капу­ сты не уступает центральным европейским районам Союза и куда, однако, все еще за ­ возятся овощи, пора рассматривать не толь­ ко «как перспективный в отношении поле­ водства, овощеводства и молочного ското­ водства». Ж. Трошев ведет непримиримую борьбу с теми из местных руководителей, которые собственное равнодушие и инертность пы­ таются оправдать магическими словами — «условия Севера»! «Люди побеждают стихию,— утверждает он,— выращивают овощи, поднимают эко­ номику, культуру. И эти люди справедливо говорят: —■Везде должны быть одни усло­ вия: норма советской действительности». Не все произведения, вошедшие в книгу Ж . Трошева, художественно равноценны. Очерки «Первый председатель», «Люди оленьего края», «Судьба рода Чапогиров» и «Полигус» информационны, описательны. В них повторяются мотивы, свойственные повести «Дорогой русских землепроходцев». Автор нередко повторяется в выборе изо­ бразительных средств и творческих приемов, психологическую разработку характеров подменяет пересказом биографических све­ дений о героях. Конечно, к очерку, тем бо­ лее газетному (а многие очерки Ж. Трошева из цикла «Здравствуй, Эвенкия!» публи­ ковались вначале в газете), нельзя предъяв­ лять те же, что к повести или роману, претензии, но и он требует подлинно­ го мастерства и художественно-публици­ стического решения проблемы. Не об этом ли свидетельствует лучший очерк книги «Проводник Тыерча», повествующий о му­ жестве и находчивости молодого проводни- ка-эвенка? Очерк отличается заниматель­ ным сюжетом, драматизмом повествования, динамичными диалогами и захватывающей кульминацией. Он лаконичен, композицион­ но строен. Здесь нет ничего лишнего: на ма­ лой площади вместилось большое содержа­ ние. . Книга путевых очерков Ж. Трошева про­ диктована благородным желанием — позна­ комить читателей с реальным и поэтическим образом Ангариды-Эвенкии, открыть новые пласты жизни, которых до сих пор не ка­ салась наша литература. И, несомненно, ин­ тересный и полезный материал в ней найдет и литературовед, и географ, и историк, и социолог, и всякий любознательный чита­ тель. Э. Ф о н я к о в а Ю МО Р -Д ЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ... О иновий Скоротечкин был явлением не- типичным. Д аж е сам не считал себя писателем. Зиновий сочинял короткие, по­ хожие на анекдоты рассказы и распихивал их по карманам, а поймав в коридоре Дома литераторов какого-нибудь маститого, за­ гонял его в угол и конфузливо бормотал: — Вот, послушайте... Штукенцию. Маститые слушали штукенции и говори­ ли: мило, свежо, талантливо. Но в конце обязательно добавляли: — Только до каких же пор, Зиночка, хо­ дить вам в молодых да метких? Надо, до­ рогой, глубже пахать. Широкозахватнее, так сказать. Чувствуете, как она пульсиру­ ет, эпоха-то? ...В альманахах Скоротечкина не печата­ ли, в газетах — боялись. Только иногда ка­ кой-нибудь тонкий журнал помещал на последней странице два-три его рассказика под стыдливой рубрикой «Мелким бисе­ ром» или «Зарисовки на бегу». Причем бой­ кие литконсультанты говорили: — Ты бы, старик, роман грохнул. Пора уж. Снимай «короткие штанишки». Так начинается один из рассказов («Ко­ тиковая шубка») Николая Самохина.1 Не­ трудно догадаться, что имеет в виду ав­ тор,— свою собственную профессию юмори­ ста, свое писательское амплуа. Важное раз­ мышление — целая проблема — стоит за этими несколькими абзацами: о судьбе, ме­ сте юмора в современной советской литера­ туре. К этому размышлению, хотя в расска­ зе у Самохина все проявлено достаточно четко, хочется кое-что добавить. Трудно найти читателя, который не це­ 1 Н. С а м о х и н. Странные люди. Новоси­ бирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1966. Блондинка на бук­ ву «Л». Кемерово, кн. изд., 1967.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2