Сибирские огни, 1968, №5
прошлого края, исследованию исторических сведений о первых землепроходцах. Смысл поисков Ангариды в другом — в выяснении несметных природных богатств обширного и малоосвоенного района, в стремлении привлечь внимание общественности к реше нию насущных административно-хозяйст венных, экономических, культурных и про чих задач. Для выводов Ж . Трошева характерны сила обобщения, гражданский пафос. Он не просто свидетель, хладнокровно регистри рующий увиденное, но активный участник происходящих событий, которому близки и дороги интересы и нужды жителей Туры, ногинских горняков, геологов, ищущих нефть в Тунгусском бассейне, колхозников поселка Туточаны, добивающихся успехов в развитии молочного хозяйства, рыбаков с озера Ессей, оленеводов из Полигуса. Ссы лаясь на опыт первых русских поселенцев, приводя высказывания крупнейших ученых и специалистов, обращаясь к средствам пуб лицистики, языку цифр и статистических подсчетов, очеркист убеждает и доказывает на конкретных примерах, что Эвенкийский округ, где урожайность картофеля и капу сты не уступает центральным европейским районам Союза и куда, однако, все еще за возятся овощи, пора рассматривать не толь ко «как перспективный в отношении поле водства, овощеводства и молочного ското водства». Ж. Трошев ведет непримиримую борьбу с теми из местных руководителей, которые собственное равнодушие и инертность пы таются оправдать магическими словами — «условия Севера»! «Люди побеждают стихию,— утверждает он,— выращивают овощи, поднимают эко номику, культуру. И эти люди справедливо говорят: —■Везде должны быть одни усло вия: норма советской действительности». Не все произведения, вошедшие в книгу Ж . Трошева, художественно равноценны. Очерки «Первый председатель», «Люди оленьего края», «Судьба рода Чапогиров» и «Полигус» информационны, описательны. В них повторяются мотивы, свойственные повести «Дорогой русских землепроходцев». Автор нередко повторяется в выборе изо бразительных средств и творческих приемов, психологическую разработку характеров подменяет пересказом биографических све дений о героях. Конечно, к очерку, тем бо лее газетному (а многие очерки Ж. Трошева из цикла «Здравствуй, Эвенкия!» публи ковались вначале в газете), нельзя предъяв лять те же, что к повести или роману, претензии, но и он требует подлинно го мастерства и художественно-публици стического решения проблемы. Не об этом ли свидетельствует лучший очерк книги «Проводник Тыерча», повествующий о му жестве и находчивости молодого проводни- ка-эвенка? Очерк отличается заниматель ным сюжетом, драматизмом повествования, динамичными диалогами и захватывающей кульминацией. Он лаконичен, композицион но строен. Здесь нет ничего лишнего: на ма лой площади вместилось большое содержа ние. . Книга путевых очерков Ж. Трошева про диктована благородным желанием — позна комить читателей с реальным и поэтическим образом Ангариды-Эвенкии, открыть новые пласты жизни, которых до сих пор не ка салась наша литература. И, несомненно, ин тересный и полезный материал в ней найдет и литературовед, и географ, и историк, и социолог, и всякий любознательный чита тель. Э. Ф о н я к о в а Ю МО Р -Д ЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ... О иновий Скоротечкин был явлением не- типичным. Д аж е сам не считал себя писателем. Зиновий сочинял короткие, по хожие на анекдоты рассказы и распихивал их по карманам, а поймав в коридоре Дома литераторов какого-нибудь маститого, за гонял его в угол и конфузливо бормотал: — Вот, послушайте... Штукенцию. Маститые слушали штукенции и говори ли: мило, свежо, талантливо. Но в конце обязательно добавляли: — Только до каких же пор, Зиночка, хо дить вам в молодых да метких? Надо, до рогой, глубже пахать. Широкозахватнее, так сказать. Чувствуете, как она пульсиру ет, эпоха-то? ...В альманахах Скоротечкина не печата ли, в газетах — боялись. Только иногда ка кой-нибудь тонкий журнал помещал на последней странице два-три его рассказика под стыдливой рубрикой «Мелким бисе ром» или «Зарисовки на бегу». Причем бой кие литконсультанты говорили: — Ты бы, старик, роман грохнул. Пора уж. Снимай «короткие штанишки». Так начинается один из рассказов («Ко тиковая шубка») Николая Самохина.1 Не трудно догадаться, что имеет в виду ав тор,— свою собственную профессию юмори ста, свое писательское амплуа. Важное раз мышление — целая проблема — стоит за этими несколькими абзацами: о судьбе, ме сте юмора в современной советской литера туре. К этому размышлению, хотя в расска зе у Самохина все проявлено достаточно четко, хочется кое-что добавить. Трудно найти читателя, который не це 1 Н. С а м о х и н. Странные люди. Новоси бирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1966. Блондинка на бук ву «Л». Кемерово, кн. изд., 1967.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2