Сибирские огни, 1968, №5
что стремится познать не только условия похода Василия Пенды, но и «вдохнуть аромат странствий, прикоснуться сердцем к истории.» Путешествие автора с сотрудником крас ноярской телестудии Геннадием Ермолиным в поисках следов легендарного землепроход ца становится еще более захватывающим и притягательным, когда они обнаруживают, что цель их странствий — Нижняя Тунгу ска — и есть та самая река Сибири, кото рую В. Шишков описал в своем замечатель ном романе «Угрюм-река». Версия эта, рассказанная автору неожи данным попутчиком Фарковым, отец кото рого лично знал В. Шишкова, постепенно приобретает реальную основу, подкрепляет ся строчками из романа и целым рядом про чих достоверных фактов. Так сливаются воедино сюжетные моти вы разных планов — исторического, лите ратурного и современной жизни. Картины прошлого тесно переплетаются со сценами нынешней действительности, раскрывая мас штабность и величие перемен в некогда ди ком и отсталом районе Сибири, отданном царизмом на откуп хишникам-купцам, князь кам и шаманам. Ж. Трошев стремится осмыслить и запе чатлеть глубину перемен в судьбе «малень кого северного народа, совершившего за одно поколение «великое кочевье» — от ро дового очага к огням социализма». Приметы новой, возрожденной Эвенкии он видит на каждом шагу и не только во внешнем облике края, а главным образом в душах людей: и в жизненной истории учи теля географии Александра Андреевича — первого учителя-эвенка, и в песне старого охотника Панкагира, и в мечте стать геоло гом пятнадцатилетнего школьника Валерия Лутогира — внука ссыльного русского по сел енц а Иванова, и в яркой судьбе одного из многочисленных Увачанов — Василия Николаевича — кандидата наук, выступав шего с научным докладом в Норвегии. Перед нами одна за другой предстают биографии лучших сынов Эвенкии, прошед ших нелегкую жизненную школу, людей уди вительно скромных, трудолюбивых, душев но щедрых и отзывчивых. Отмечая гостеприимство и отзывчивость людей Севера, автор в одном из очерков («В краю тысяч озер») напоминает, что эти ми качествами северян восхищались и де кабристы, и Чернышевский, и Короленко. Объясняя их условиями жизни, он приводит в подтверждение своего взгляда высказы вание американского писателя ОТенри: - «Среди могучей тишины и беспредельных пространств все мелочное в людях отлагает ся как под влиянием мощного реактива, от деляющего осадки». «Не в этом ли разгадка простоты и ду шевной щедрости северян?» — спрашивает ,Ж . Трошев. Рассказы очеркиста о встреченных им людях или о тех, кто живет в памяти на родной,— это подлинная поэзия, полная глубокого драматизма и задушевного лириз ма. Незабываема, например, сцена подвига рядового Увачана, проложившего из отре занного немцами батальона связь через рас положение вражеских войск. «Герой Совет ского Союза Иннокентий Петрович Увачан не дожил до конца войны. Он погиб в 1944 году на Украине в бою за безымянную высоту, помеченную на карте «140,7». А вот другая, исполненная лиризма сцен ка, повествующая о встрече автора книги с эвенкийским поэтом Алитетом Немтуш- киным, в стихах которого о родной речке Непе, пронизанных глубоким чувством, пе редается «обаяние раскрытой души». Поэтичны картины северной природы, удивительно своеобразной, первозданной, поражающей буйным цветением красок. Ж. Трошев полемизирует с теми из писате лей, кто видит северный край лишь в' мрач ном свете, изображает его серыми, мрачны ми красками, добавляя эпитеты «угрюмый» и «дикий». «Все зависит от того,— пишет он,— какими глазами смотреть на природу». Его пейзажные зарисовки удивительно раз нообразны, как сама эвенкийская природа. В них много света, нежно-пастельных, ак варельных и солнечных тонов. Вот как, к примеру, описывает он окрестности Нижней Тунгуски в главе «Меридиан весны»: «Нежными клейкими листиками зеленели бе резовые рощи, буйным кипением белоснеж ной пены встречали нас заросли цветущей черемухи, Белая стена покоилась на жел том ковре лютиков и отчеркивалась удиви тельно ровным бордюром шиповника. Слов но чья-то умная и опытная рука специально поДстригла этот нескончаемый сад». Еще более прекрасной и величественной предстала перед путниками река ночью: «Невозможно уснуть среди этой удивитель ной, какой-то нереальной красоты, обнимаю щей нас. Птицы сбились с толку, перепутав закат с восходом, без устали трещали, сви стели. На противоположном берегу басил одинокий удод: «во-от, во-от» — словно просил обратить внимание на свои владе ния. За поворотом ворчал порог, и река искрилась прозрачным аметистовым светом. Полоска заката была не розовой, а светло светло-зеленой. И на ней резкими синими зубцами отпечатались коцтуры золотых ли ственниц». Ж. Трошев не только подмечает игру света и тени, тонкие переливы цветовой гаммы, он ощущает едва уловимые шорохи, запахи и звуки, которыми наполнена лет няя тайга: «Обступавшая тайга ласкала нас ароматом своего дыхания. Струи воздуха напоминали поющие струны Вот басовиты ми нотами загудел аромат сосен, тонким пче линым звоном запел кипрей, остро зазвене ли лиственницы, усыпляющая арфа почуди лась в нежном дыхании ив...» Позиция автора была бы односторонней, если бы он отразил лишь положительные моменты в жизни нынешней Эвенкии или ограничился воспеванием ее природы Автор ский замысел не сводится и к изучению
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2