Сибирские огни, 1968, №5
Ты стужи мне долю ее отдай, И голода, и свинца! (И з фронтовых стихов Сергея Хмельницкого) В отрывке из неоконченного романа Хмельницкого «Завещанный путь» (дати рован 1943 годом) герой пишет любимой: К последнему, Уленька, я подошел рубежу, Но стонет железо: «Н айду его, спать уложу!» Нашло. Среди поля я лег. Обо мне не печалясь, Нескошенных трав стебельки надо мною качались* Глядели очами незрячими травы в росе. К ак длинный покойник лежит на ничьей полосе. И ты не дождеш ься. Но был я душой дивизиона, И я возвращусь. Я приду к тебе с Волги и с _ „ Дона, С Невы, отовсюду, где рать уцелела моя, И каждый, стуча, тебе скажет: «Открой, это я!» И ты, что была мне невестой, сестрой и женою, Открой свою душу для всех, кто сраж ался , со мною. (Подчеркнуто мною,— А. К.). Лирический герой стихов, о которых идет разговор, отнюдь не безгрешен. В его ха рактере отразилось Время со всеми его противоречиями. Авторы стихов — доста точно близкие своему герою — сами это чувствуют. Они были против того, чтобы их выдумывали, приукрашивали, припудрива ли. «Все равно прорвемся мы»,— обещали они потомкам (Павел Коган). В главном — они были верны своему времени, и их про рыв в будущее объясняется не отрывом от времени, а силой' и искренностью его во площения. То, что написано Коганом в 1937 году, относится и не к нему одному: Так пусть же в горечь и в награду Потомки скаж ут про меня: «Он жил. Он думал. Часто падал. Но веку он не изменял». (И з вступления к поэме кЩорс») Стихи сборников отражают не только эволюцию личности лирического героя, то, как движение времени отражалось в его душе, но и эволюцию личности самих поэ тов, в том числе и эволюцию поэтики. Мне приходилось уже однажды, разбирая сбор ник «Сквозь время»1, писать о том движе нии от книжно-романтического восприятия войны к ее реалистически точному вопло щению, которое пронизывает, скажем, по следние стихи Кульчицкого: Я раньше думал: лей.енант Звучит: «Налейте нам!» И, зная топографию. Он топает по гравию. Оказалось же, что — Война совсем не фейерверк. А просто — трудная работа. Когда — черна от пота - вверх Скользит по пахоте пехота. Это характерно не только для Кульчиц кого. Готовность поколения к войне, к бою звучала и в юношеских стихах Всеволода 1 А. К о г а н . Сквозь время. В сборнике «Ж и вая память поколений». ИХЛ, М., 1965. Лободы (цикл «Война»), Но то была го товность еще немного книжная, война вы ступала в метафорах «удушливого зелья», «витых труб», тучи, изорванной, как ветер (стихотворение «Долг»), Но вот пришла война не в книге, не в речах — в жизни. Пулеметчик Лобода прошел путь от Ленин града до Латвии, почувствовал не только горечь отступления, но и радость побед. С какой пластикой и в интонации, и в ритме воплощено это в стихотворении «Начало» (написанном незадолго до гибели): Стволам и людям горячо. Но мы в азарте. Кричим наводчикам: «Еще! Ещ е ударьте!» Дрожит оглохшая земля* Какая сила Ручьи, и рощи, и поля Перемесила! Одна из самых ярких, талантливых, обаятельных молодых поэтических индиви дуальностей той поры раскрывается нам в поэзии Георгия Суворова — сибиряка, за щищавшего Москву, оборонявшего и осво бождавшего Ленинград и павшего неза долго до победы, через несколько дней после того, как им было написано широко ныне известное стихотворение «Еще утрами черный дым клубится». Заключительные строки этого стихотворения — «Свой доб рый век мы прожили, как люди, и для лю д ей »— 'стали формулой; сегодня их цити руют, кажется, и те, кто .знает поэзию Су ворова лишь понаслышке,— цитируют из вторых рук. Строки и в самом де ле превосходные. К сожалению, так быва ет нередко, они несколько заслонили в на шем восприятии остальную поэзию Суворо ва, а это и несправедливо, и попросту — неверно. Суворов шел к этому образу-фор муле, шел своей короткой, но нелегкой жиз нью и своей поэзией. Стихи Суворова,,представленные в сбор никах «Советские поэты, павшие на Великой Отечественной войне» и «Двадцать лет спустя», относятся в основном к военным годам. В сущности — только начало пути! Но человек, раскрывающийся в этих стро ках, взросл, мужественен, суров и тонок одновременно. Его любовь к жизни, к Ро дине — строга и немногословна: она дей ственна. Тема преодоления иллюзий, столь важная для некоторых других «молодых», в творчестве Суворова почти не занимает места. Видимо, он был не только старше по анкете, но и зрелее большинства, своих сверстников. Д а и Сибирь— не Москва: к романтике, наподобие гриновской, не рас полагает, зато с самого начала проверяет делом, жизнью, и проверяет сурово. С ме телью, с ее «безответным мраком» он столк нулся впервые не на войне, а до войны, знает цену и ей, и себе. И — никого не хочет за пугать, просто предупреждает, что она та кое — метель войны, в которой «конца тя желым белым хлопьям нет... И заметает след к моей тяжелой полумерзлой щели... И не увидишь друга в двух шагах». Всего
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2