Сибирские огни, 1968, №5
Вместе со своими героями — «как люди и для людей» — прошли до конца свой путь солдата и поэта сибиряки Борис Богатков, Георгий Суворов... Гайдар — Вилкомир — Маркевич — Бо гатков — Суворов... Выдающийся писа тель— и писатели начинающие, воспиты вавшиеся на гайдаровских книгах. А отно шение к жизни, к опасности, к месту лите ратора в народном строю — одно. Это отно шение, отразившееся и в их судьбе,— общее не только для них, но и для всего «военно журналистского корпуса». Вспоминая о погибших на фронте фото корреспондентах Михаиле Бернштейне и Павле Трошине, Симонов писал: «Работа военных корреспондентов была не самой опасной работой на войне. Не самой опас ной и не самой тяжелой. Тот, кто этого не понимал, не был ни настоящим военным корреспондентом, ни настоящим человеком. А те, кто это понимали, сами, без требова ний со стороны начальства, стремились сде лать свою работу и опасной, и тяжелой, старались сделать все, что могли, не поль зуясь ни выгодами своей относительно сво бодной на фронте профессии, ни отсутстви ем постоянного глаза начальства». Любя жизнь, они дрались во имя этой жизни и, если надо, погибали во имя ее, передавая эстафету живым. В таких слу чаях, как пелось в сочиненной незадолго до гибели Б. Лагтиным, 3. Хацревиным и во енкором «Известий» Мих. Сувинским «Жур налистской задушевной»: ...Жизнь по дорогам проторенным шла, Как будто ни в чем не бывало, И новый товарищ поехал туда, Где вьюга войны бушевала..* Эта жизнь, полная причудливого смеше ния высокой романтики с неурядицами фронтового быта, нежной и строгой, как бы даж е стыдливой мужской дружбы — с д у хом профессионального соревнования, ж е ланием — и умением! — «вставить фитиль» ■сотрудникам других газет, первым перехва тив и передав в свою газету важное изве стие, удачный фотоснимок,— хорошо запе чатлелась в «Песенке о веселом репортере», сложенной на фронте К. Симоновым и А. Сурковым. Неукротимый герой этой песенки может неожиданно для начальства «штурмом взять КП»; съесть комиссарский ужин; мо жет узнать о взятии плацдарма раньше командующего и, напоив пилота, угнать са молет генерала,^ может даж е к ужасу блюс тителей строгой нравственности «всю ночь с телефонисткой налаживать контакт»,— лишь бы в редакцию вовремя попали добы тые им с риском для жизни сведения... Но однажды... Под Купянском, в июле, В полынь, в степной простор Упал, сраженный пулей. Веселый репортер. Блокнот и «лейку» друга В Москву, давясь от слез, Его товарищ с юга Редактору привез. Но вышли без задержки Наутро, как всегда, «Известия» и «П равда», И «Красная звезда». В этой, вроде бы и шуточной поначалу, «Песенке» точно отражена не только нрав ственная атмосфера, но и условия работы репортера на войне. Оперативность, активность, действен ность... Об этих качествах фронтовой жур налистики писалось не раз. Но было еще одно очень важное условие, без которого эта действенность не могла быть обес печена. Условие это состояло в безусловной правдивости публикуемого материала, в его соответствии жизненному опыту читающего воина, созвучности его мыслям и чувствам. Разумеется, движущаяся история вносит свои коррективы: наши сегодняшние представле ния о войне в чем-то — порою частном, по рою весьма существенном — отличаются от представлений тех лет; в особенности это касается первого периода войны. Но так же. как неверно было бы противопоставлять вчерашнее знание — сегодняшнему и упре кать, предположим, Константина Симонова за то, что он в романах «Живые и мерт вые» и «Солдатами не рождаются» не ос тался на уровне представлений, отразив шихся в «Днях и ночах», или Василия Грос смана— за то, что он в романе «За правое дело» продолжил, а не повторил сказанное в повести «Народ бессмертен»,— так же не верно, неисторично было бы впадать и в обратную крайность — мерять тогдашнюю литературу и публицистику лишь сегодняш ними мерками. Да, многое тогда не было сказано или досказано — потому ли, что бы ло еще неизвестно или неясно, или, напро тив, потому, что было слишком хорошо, слишком горько известно; для рассказа о многом время просто еще не приспело. Но то, что писалось,— писалось, как правило, честно, выстраданно, на собственном опыте: «ножниц» между пережитым и описанным не простили бы ни воюющий читатель, ни совесть идущего в одном строю с ним кор респондента. Вспоминая свою работу военкора «Крас ной звезды», К Симонов писал ее тогдаш нему редактору: «...Адресованное военному корреспонден ту требование редакции «Красной звезды» видеть как можно больше своими глазами — было требованием, верным не только с точ ки зрения точности информации и щепе тильности газеты, но и с точки зрения са мой журналистской работы; самого ее ка чества... В редакции, конечно, понимали, что ж ур налист не может всего видеть.. Но зато бы ло одно беспощадное и твердое требова ние— не делать вида, что ты видел своими глазами то, чего ты не видел. Если ты на писал в корреспонденции: «Я был там-то», то значит, это должно точно соответство вать действительности. Если ты не видел,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2