Сибирские огни, 1968, №5

крилтилкл А. КОГАН 'В с треча с мужес твом Я, может быть, какой-нибудь эиитет И тот нашел в воронке под огнем. М.* Д у д и н Чем дальше отходим мы от дней Вели­ кой Отечественной войны, тем ярче выри­ совывается величие подвига, совершенного в этой войне советским народом. Свыше двадцати лет прошло с того дня, когда над рейхстагом взметнулось алое знамя побе­ ды, а жизнь .приносит все новые и новые факты и имена. От новых подробностей о подвиге панфиловцев до воскрешения обли­ ка одного из неизвестных прежде героев штурма рейхстага, пулеметчика Петра Пят­ ницкого в поэтичной книге Вас. Субботи­ на «Как кончаются войны» и — до послед­ них проводов Неизвестного солдата, с та­ кой силой ожививших в наших сердцах незабываемый декабрь сорок первого. От первых скупых сведений о героической ги­ бели Аркадия Гайдара до книги Б. Камова «Партизанской тропой Гайдара». От первых , послевоенных сборников погибших поэтов — «Стихи остаются в строю», «Имена на по­ верке» — до сборников «В редакцию не вернулся», «Сквозь время», «Советские поэ­ ты, павшие на Великой Отечественной вой­ не», «Двадцать лет спустя», сборника вос­ поминаний «Рядом с героями», тома 78 «Литературного наследства» (в двух кни­ гах), целиком посвященного теме: _ «Совет­ ские писатели на фронтах Великой Отече­ ственной войны». Я не случайно поставил здесь в один ряд факты жизненные и литературные. Ли­ тература тех лет потому и была литерату­ рой подвига, что ее творцы разделили судь­ бу и подвиг народа. И новые страницы о подвиге литературы — неотъемлемое слагае­ мое летописи народного героизма. Тем су­ щественней попытаться осмыслить, что приносит нам — сегодняшним — встреча с произведениями «двойной судьбы», со стра­ ницами, 'прорвавшимися сквозь время, чем обогащает она наш сегодняшний опыт — жизненный, идейный, душевный, эстетиче­ ский. В настоящей статье речь пойдет о не­ скольких изданиях, появившихся в послед­ нее время.1 Что же дали эти книги совре­ менному читателю, что нового внесли они в художественную летопись Великой Оте­ чественной?.. 1 Признавать громадное значение работы писателя во фронтовой печати стало у нас едва ли не общим местом. Однако куда хуже обстоит дело с ее фактическим изуче­ нием, прежде всего — с введением этого огромного материала в научный обиход. В силу ряда причин до недавних пор здесь приходилось идти почти что по целине. С этой точки зрения роль названных изда­ ний трудно переоценить. Хотя они, разу­ меется, и не исчерпывают тему, но пред­ ставляют богатейший материал для ее дальнейшей разработки. На страницах . упомянутых сборников звучат голоса далеко не всех «не вернув­ шихся в редакцию». Справедливо говорит- 1 «В редакцию не вернулся». Составители I кн. П. К о р з и н к и н и А. Л а н г ф а н г . П олитиз­ дат. М.. 1964. II кн. П. К о р з и н к и н «Советские поэты, павшие на Великой Оте- чественной войне». Предисловие А. С у р ­ к о в а . Вступительная статья В. К а р- д и н а. Составление, подготовка текста, библио­ графические справки и примечания В. К а р д и н а и И. У с о к. «Библиотека поэта» (большая се­ рия). «Сов. писатель». Л., 1965. «Д вадцать лет спустя». Редактор-составитель Л. В. Р е ш е т н и ­ к о в . Зап.-Сиб. кн. изд.. Новосибирск, 1965, «Литературное наследство», т. 78. «Советские пи­ сатели на фронтах Великой Отечественной вой­ ны». Кн. 1 и 2. Редакторы А. Н. Д у б о в и к о в и Н. А. Т р и ф о н о в . «Н аука», М., 1966. «Рядом с героями». Составитель А. М., Ь е й л и н. «Сов, писатель». Л „ 1967,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2