Сибирские огни, 1968, №5
крилтилкл А. КОГАН 'В с треча с мужес твом Я, может быть, какой-нибудь эиитет И тот нашел в воронке под огнем. М.* Д у д и н Чем дальше отходим мы от дней Вели кой Отечественной войны, тем ярче выри совывается величие подвига, совершенного в этой войне советским народом. Свыше двадцати лет прошло с того дня, когда над рейхстагом взметнулось алое знамя побе ды, а жизнь .приносит все новые и новые факты и имена. От новых подробностей о подвиге панфиловцев до воскрешения обли ка одного из неизвестных прежде героев штурма рейхстага, пулеметчика Петра Пят ницкого в поэтичной книге Вас. Субботи на «Как кончаются войны» и — до послед них проводов Неизвестного солдата, с та кой силой ожививших в наших сердцах незабываемый декабрь сорок первого. От первых скупых сведений о героической ги бели Аркадия Гайдара до книги Б. Камова «Партизанской тропой Гайдара». От первых , послевоенных сборников погибших поэтов — «Стихи остаются в строю», «Имена на по верке» — до сборников «В редакцию не вернулся», «Сквозь время», «Советские поэ ты, павшие на Великой Отечественной вой не», «Двадцать лет спустя», сборника вос поминаний «Рядом с героями», тома 78 «Литературного наследства» (в двух кни гах), целиком посвященного теме: _ «Совет ские писатели на фронтах Великой Отече ственной войны». Я не случайно поставил здесь в один ряд факты жизненные и литературные. Ли тература тех лет потому и была литерату рой подвига, что ее творцы разделили судь бу и подвиг народа. И новые страницы о подвиге литературы — неотъемлемое слагае мое летописи народного героизма. Тем су щественней попытаться осмыслить, что приносит нам — сегодняшним — встреча с произведениями «двойной судьбы», со стра ницами, 'прорвавшимися сквозь время, чем обогащает она наш сегодняшний опыт — жизненный, идейный, душевный, эстетиче ский. В настоящей статье речь пойдет о не скольких изданиях, появившихся в послед нее время.1 Что же дали эти книги совре менному читателю, что нового внесли они в художественную летопись Великой Оте чественной?.. 1 Признавать громадное значение работы писателя во фронтовой печати стало у нас едва ли не общим местом. Однако куда хуже обстоит дело с ее фактическим изуче нием, прежде всего — с введением этого огромного материала в научный обиход. В силу ряда причин до недавних пор здесь приходилось идти почти что по целине. С этой точки зрения роль названных изда ний трудно переоценить. Хотя они, разу меется, и не исчерпывают тему, но пред ставляют богатейший материал для ее дальнейшей разработки. На страницах . упомянутых сборников звучат голоса далеко не всех «не вернув шихся в редакцию». Справедливо говорит- 1 «В редакцию не вернулся». Составители I кн. П. К о р з и н к и н и А. Л а н г ф а н г . П олитиз дат. М.. 1964. II кн. П. К о р з и н к и н «Советские поэты, павшие на Великой Оте- чественной войне». Предисловие А. С у р к о в а . Вступительная статья В. К а р- д и н а. Составление, подготовка текста, библио графические справки и примечания В. К а р д и н а и И. У с о к. «Библиотека поэта» (большая се рия). «Сов. писатель». Л., 1965. «Д вадцать лет спустя». Редактор-составитель Л. В. Р е ш е т н и к о в . Зап.-Сиб. кн. изд.. Новосибирск, 1965, «Литературное наследство», т. 78. «Советские пи сатели на фронтах Великой Отечественной вой ны». Кн. 1 и 2. Редакторы А. Н. Д у б о в и к о в и Н. А. Т р и ф о н о в . «Н аука», М., 1966. «Рядом с героями». Составитель А. М., Ь е й л и н. «Сов, писатель». Л „ 1967,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2