Сибирские огни, 1968, №5
народа своей страны против эксплуатации и насилия, тирании и бесправия. Роман «Хребты Саянские» достойно за нял место в ряду крупных произведений со ветской прозы. В «Хребтах Саянских» С. Сартаков по дарил нашей русской литературе колорит ный образ русского богатыря-правдолюбца Павла Бурмакина, честного, преданного пат риота, отважного солдата, благородного че ловека, но очень одинокого в своих поисках правды. Его жизнь была трагедией борьбы навязанного ему слепого солдатского «дол га («за царя и отечество») с неясным, смут ным голосом собственной совести истинного друга народа. Тяжелой ценой гибели при вторичной пб- пытке побега с каторги оплатил Павел Бурмакин первый серьезный урок полити ческой грамоты, научившись у братьев по классу распознавать лицо классового вра га. Молодым читателям этой книги знание основ великой науки социализма не прихо дится теперь получать та^ой дорогой ценой. Эта наука досталась им в наследство от дедов и отцов. И тем более значителен вклад, сделан ный писателем, сумевшим в живых образах воплотить и ярко раскрыть эту важную идею сотням тысяч молодых читателей. В «Философском камне» дело отца про должает его сын Тимофей Бурмакин. В этом романе С. Сартакову, несомненно, удалось художественно выразительно и. исторически точно отобразить великий и сложный про цесс вызревания революционного самосозна ния в самых широких массах народа в пер вое десятилетие русской революции. И на рисовал он все это щедро, с истинной демократичностью суждений о днях минув ших, скрупулезно исследуя и правдиво показывая внутреннее борение идей в каж дой из классовых сил, схватившихся не на жизнь, а на смерть в суровую годину граж данской войны, разрухи и голода. Строится роман как произведение остросюжетное, по-настоящему занимательное, берущее, что называется, «за живое». Писатель глубоко проникает в психологию каждого героя. И мысль о преемственности поколений, о революционных традициях вновь и вновь с яркой и убедительной силой выступает и в этом романе писателя. «Это обязанность человека,— всем ходом повествования вну шает читателю Сартаков,— думать всегда о будущем, о новых, идущих на смену тебе поколениях». Уже работая над своей первой книгой «Каменный фундамент», С. Сартаков ста вит перед собой сложную творческую зад а чу «превратиться из наблюдателя в непо средственного участника той жизни, о кото рой задумал писать». И эта забота о том, чтобы и другие пережили, перечувствовали, научились многому у жизни вместе с тобой, сводит его с людьми большого доброго сердца, мужественными, прямыми, честны ми и трудолюбивыми, такими, как Алексей и Катюша Худоноговы. В этих людях, скромных и чистых, как неприметные лес ные роднички, читатель видит большие,, горячие сердца, открытые для других, бо гатую душу, глубокую и размашистую, словно большое полноводное озеро. И поз же, в его «Барабинских повестях» мы встре чаемся с самыми обыкновенными тружени ками, ничем не отличающимися от миллио нов других советских людей. У них, каза лось бы, обыкновенные, простые мысли, как у многих,— о доме, работе, друзьях, про стые, обычные поступки, горячее участие в судьбе ошибающегося или попавшего в бе ду человека, выполнение общественных по ручений, честная, самоотверженная работа, исполнение своей высокой гражданской обя занности. Это не герои-одиночки, это про стые, обыкновенные советские люди, но люди — творцы общего счастья, живущие и работающие «в интересах целого коллекти ва». И, показывая таких людей, художник всесторонне, глубоко и убедительно раскры вает величие нашего времени. В «Барабинских повестях», в романе «Ледяной клад» и во многих других произ ведениях писателя ярко проявилось и ма стерство в изображении сибирской природы. Читая эти книги, мы как бы идем вместе с автором по земле сибирской и видим: вот какие здесь могучие реки, вот какая не повторимо красивая, необъятная, как море, богатая и прекрасная в суровом богатстве своем сибирская тайга, вот какие величе ственные сибирские горы! Быть воспитателем советской молоде жи — великая миссия и большая ответствен ность. Она требует и от самого пишущего- такого поведения в жизни, которое бы де лало естественным, т. е. лично прочувство ванным и пережитым, все то, о чем он хо чет поведать людям. А С. Сартакову есть что рассказать читателям. В начале тридцатых годов, уж е получив к тому времени специальность бухгалтера, ушел он на действительную военную служ бу и более двух лет был бойцом Особой Краснознаменной Дальневосточной Армии. По окончании военной службы С. Сартаков уехал в Москву с надеждой попасть в го товившуюся в то время полярную экспеди цию на ледоколе «Челюскин». В состав этой экспедиции он не попал по совершенна случайному обстоятельству. Оказалось, что- то место, которое было оставлено за ним, кто-то занял прямо в Архангельске, откуда готовился к выходу «Челюскин», и его вы езд был отменен в самую последнюю мину ту. Тогда он и поступил на службу в Глав ное управление Северного Морского пути, а вскоре снова вернулся в Сибирь, работал в лесной промышленности', избрав местом жительства Енисейск, а затем Красноярск. — С этой работы я, вероятно, не ушел бы никогда,— рассказывал мне Сергей Ве недиктович,— не знаю, пришлось ли бы мне еще перемещаться по служебной лестнице, но новая,— уже четвертая,— моя профессия, литературная, заставила меня все ж е рас статься с лесной промышленностью.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2