Сибирские огни, 1968, №5

народа своей страны против эксплуатации и насилия, тирании и бесправия. Роман «Хребты Саянские» достойно за­ нял место в ряду крупных произведений со­ ветской прозы. В «Хребтах Саянских» С. Сартаков по­ дарил нашей русской литературе колорит­ ный образ русского богатыря-правдолюбца Павла Бурмакина, честного, преданного пат­ риота, отважного солдата, благородного че­ ловека, но очень одинокого в своих поисках правды. Его жизнь была трагедией борьбы навязанного ему слепого солдатского «дол­ га («за царя и отечество») с неясным, смут­ ным голосом собственной совести истинного друга народа. Тяжелой ценой гибели при вторичной пб- пытке побега с каторги оплатил Павел Бурмакин первый серьезный урок полити­ ческой грамоты, научившись у братьев по классу распознавать лицо классового вра­ га. Молодым читателям этой книги знание основ великой науки социализма не прихо­ дится теперь получать та^ой дорогой ценой. Эта наука досталась им в наследство от дедов и отцов. И тем более значителен вклад, сделан­ ный писателем, сумевшим в живых образах воплотить и ярко раскрыть эту важную идею сотням тысяч молодых читателей. В «Философском камне» дело отца про­ должает его сын Тимофей Бурмакин. В этом романе С. Сартакову, несомненно, удалось художественно выразительно и. исторически точно отобразить великий и сложный про­ цесс вызревания революционного самосозна­ ния в самых широких массах народа в пер­ вое десятилетие русской революции. И на­ рисовал он все это щедро, с истинной демократичностью суждений о днях минув­ ших, скрупулезно исследуя и правдиво показывая внутреннее борение идей в каж ­ дой из классовых сил, схватившихся не на жизнь, а на смерть в суровую годину граж­ данской войны, разрухи и голода. Строится роман как произведение остросюжетное, по-настоящему занимательное, берущее, что называется, «за живое». Писатель глубоко проникает в психологию каждого героя. И мысль о преемственности поколений, о революционных традициях вновь и вновь с яркой и убедительной силой выступает и в этом романе писателя. «Это обязанность человека,— всем ходом повествования вну­ шает читателю Сартаков,— думать всегда о будущем, о новых, идущих на смену тебе поколениях». Уже работая над своей первой книгой «Каменный фундамент», С. Сартаков ста­ вит перед собой сложную творческую зад а­ чу «превратиться из наблюдателя в непо­ средственного участника той жизни, о кото­ рой задумал писать». И эта забота о том, чтобы и другие пережили, перечувствовали, научились многому у жизни вместе с тобой, сводит его с людьми большого доброго сердца, мужественными, прямыми, честны­ ми и трудолюбивыми, такими, как Алексей и Катюша Худоноговы. В этих людях, скромных и чистых, как неприметные лес­ ные роднички, читатель видит большие,, горячие сердца, открытые для других, бо­ гатую душу, глубокую и размашистую, словно большое полноводное озеро. И поз­ же, в его «Барабинских повестях» мы встре­ чаемся с самыми обыкновенными тружени­ ками, ничем не отличающимися от миллио­ нов других советских людей. У них, каза­ лось бы, обыкновенные, простые мысли, как у многих,— о доме, работе, друзьях, про­ стые, обычные поступки, горячее участие в судьбе ошибающегося или попавшего в бе­ ду человека, выполнение общественных по­ ручений, честная, самоотверженная работа, исполнение своей высокой гражданской обя­ занности. Это не герои-одиночки, это про­ стые, обыкновенные советские люди, но люди — творцы общего счастья, живущие и работающие «в интересах целого коллекти­ ва». И, показывая таких людей, художник всесторонне, глубоко и убедительно раскры­ вает величие нашего времени. В «Барабинских повестях», в романе «Ледяной клад» и во многих других произ­ ведениях писателя ярко проявилось и ма­ стерство в изображении сибирской природы. Читая эти книги, мы как бы идем вместе с автором по земле сибирской и видим: вот какие здесь могучие реки, вот какая не­ повторимо красивая, необъятная, как море, богатая и прекрасная в суровом богатстве своем сибирская тайга, вот какие величе­ ственные сибирские горы! Быть воспитателем советской молоде­ жи — великая миссия и большая ответствен­ ность. Она требует и от самого пишущего- такого поведения в жизни, которое бы де­ лало естественным, т. е. лично прочувство­ ванным и пережитым, все то, о чем он хо­ чет поведать людям. А С. Сартакову есть что рассказать читателям. В начале тридцатых годов, уж е получив к тому времени специальность бухгалтера, ушел он на действительную военную служ ­ бу и более двух лет был бойцом Особой Краснознаменной Дальневосточной Армии. По окончании военной службы С. Сартаков уехал в Москву с надеждой попасть в го­ товившуюся в то время полярную экспеди­ цию на ледоколе «Челюскин». В состав этой экспедиции он не попал по совершенна случайному обстоятельству. Оказалось, что- то место, которое было оставлено за ним, кто-то занял прямо в Архангельске, откуда готовился к выходу «Челюскин», и его вы­ езд был отменен в самую последнюю мину­ ту. Тогда он и поступил на службу в Глав­ ное управление Северного Морского пути, а вскоре снова вернулся в Сибирь, работал в лесной промышленности', избрав местом жительства Енисейск, а затем Красноярск. — С этой работы я, вероятно, не ушел бы никогда,— рассказывал мне Сергей Ве­ недиктович,— не знаю, пришлось ли бы мне еще перемещаться по служебной лестнице, но новая,— уже четвертая,— моя профессия, литературная, заставила меня все ж е рас­ статься с лесной промышленностью.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2