Сибирские огни, 1968, №5

наш К Л Л Е Н Д Л Р Б О сча с тье у дачно с д е ла н но го выбора (К 60-летию С. В. Сартакова) Без традиций революционной борьбы, без векового опыта старших поколений был бы невозможен тот взлет в космические да­ ли, который осуществлен в нашей стране. Наша молодежь талантлива и свободна как в помыслах, так и в свершениях. Но ее ум, знания, ее практика жизни свобод­ ных, независимых людей покоятся на за ­ воеваниях отцов, на их великом опыте борьбы за эту свободу и независимость и в годы завоевания власти у капиталистов и помещиков, и в годы Великой Отече­ ственной войны, и в годы послевоенного строительства, когда страна наша букваль­ но восстала из пепла и руин, возвысясь и высотными домами, и спутниками, и вели­ кими делами. Эта плодотворная мысль, определившая в конечном итоге главные пути развития со­ ветской литературы, литературы социали­ стического реализма, на мой взгляд, лежит в основании всего творчества видного пи­ сателя советской России Сергея Венедик­ товича Сартакова, чье 60-летие недавно отмечала вся литературная общественность страны, миллионы читателей и почитателей его незаурядного таланта, глубоко раскры­ вающего в своих произведениях важнейшие темы современности, ярко отобразившего в них облик советского человека — хозяина Земли, «человека-творца, умеющего рабо­ тать в интересах целого коллектива» (А. М. Горький). Сергей Сартаков — один из тех учителей жизни, которые ведут молодого читателя, не чураясь легенд, путями суровой и мно­ гообразной народной жизни. Он честно по­ казывает в своих книгах, что «не просто человеку прожить на земле отведенное ему время». Счастливо сочетая глубину мысли ху­ дожника и проникновенность исследователя судеб человеческих, С. Сартаков в своих лучших книгах так мастерски концентриру­ ет внутренний душевный накал, борение страстей, так художественно убедительно разрежает или сгущает эту удивительную мускульную энергию произведения, что вы­ свечиваются вдруг важнейшие, решающие стороны характеров его ведущих персона­ жей. В послесловии к первой книге своего по­ следнего крупного произведения — романа «Философский камень» — С. Сартаков по­ пытался сформулировать самое важное: жизнь «надо прожить достойно, без темных пятен на совести, в неустанном движении вперед, к той заветной цели, которую мы называем новым обществом, где все люди равны, а личность человеческая освобожде­ на от горького наследия прошлого». Сергей Венедиктович Сартаков принад­ лежит к тому поколению, которое пришло на смену ветеранам двух русских револю­ ций и гражданской войны, чья молодость

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2