Сибирские огни, 1968, №5
зажа. Но Л. Чикин упорно стремится рас ширить свое творчество и в лирическую область. Особенно это заметно в его недавней книге «Ступень». Надо сказать, что книга эта неровная, есть в ней и риторика, и самоповторение, как, например, в стихах «Граната». Но здесь поэт потянулся, как никогда раньше, к образам природы и к интимной лирике. Ясно ощущается, с каким упорством он стремится достичь нового качества. На этом пути видны и успехи, и протори. Вот рассказывается, как люди преодо лели две бурных горных речки Хабык и Сисим. Здесь нет той внутренней пружины, той значительной поэтической мысли, кото рая составляет сильную сторону поэзии Л. Чикина. Это просто описание. И стихи кончаются вместе с окончанием физиче ского действия героев. Что же, в поэзии абсолютно законны и такие вещи: без особой политической или философской идеи просто уловить и рас крыть психологическую суть напряженного душевного состояния. Но для этого необ ходимы такие слова, такие первозданные образы, чтобы это чувство хоть на мгнове ние передалось читателю и охватило его. Из всех компонентов стиха Л. Чикин использовал здесь разве что ритм для изо бражения энергичного, напряженного со стояния: Как гладок он, скалы отвес! Как высоко зубчатый лес! 2 Он бьет, поток, в гранит рябой. Но мы — прыжок! — идем тропой. «Отвес скалы» и «зубчатый лес» уж е не создают образных ассоциаций, потому что они стерлись oi векового употребления. Вроде бы грамматически энергично сделана безглагольная строка: «Но мы — прыжок!» А ведь на самом деле она вялая, она не передает ощущения трудности действия. Скорее, наоборот. Вот уж, поистине, говоря словами самого Л. Чикина: «Как глубоко они зарыты, слова единственные те». Прямолинейным, давно знакомым олице творением поэт наделяет образ сосны, ко торая хотела бы «рухнуть и собственным телом» спасти тайгу от огня, оставленного человеком Есть такие строчки в «Ступени»: «Лично сам открываю Север, что известен другим давно». Действительно, мы понимаем по стихам, что поэт влюбился в тайгу, в горы, в суровость Колымы и в буйство Сисима. Но эту влюбленность он еще не передал, не внушил нам всем гипнозом поэзии. Он как бы только для себя открыл новую сторону действительности. Но открытие для чита теля в ряде стихов еще не состоялось. Хочется верить, что оно обязательно бу дет, тем более, что в книге «Ступень» Л. Чикин вплотную подошел к важным сдвигам. Это получилось у него там, где он не изменил главному свойству собственного таланта, где оценочные, этические крите рии, до сих пор успешно применяемые к политическим, гражданственным сторонам жизни и человеческих характеров, он рас пространил на восприятие природы и на интимные чувства. В стихотворении «Что такое тайга?», описывая ее приметы, поэт выделяет те из ее черт, которыми она как бы воспитывает и проверяет характер человека. В тайге «ты можешь не все обязательно знать, вы держ ать— все обязан», здесь надо шагать, «не думая, что впереди, но зная, кто за спиною». Поэт всегда презирал гладенькую, ров ную, без ошибок, жизнь, относился к ней с подозрением. Еще давно он писал: Мы ошибемся — не бежч\* я кусты. Мы взяли смело коммунис ор и м я не потому, что были я и ты с рожденья идеальны и »исгы, а потому, что стать хо^им такими.; И вот сейчас этот критерий чистой № честной, но не гладкой жизни он принес и в личные отношения. В стихотворении «Письма» он говорит: Мы их не переписываем начисто по десять раз, как погесть, от руки* Идейно-политические качества порою в них не очень высоки. Их, что пришли с минутными порывами, не переделать и назад не в ять, как невозможно жизнь отр< дотировать и набело любовь переписать. Такие стихи свидетельствуют о том, что поэзия Леонида Чикина продолжает свое развитие и преодолевает свои «узкие» места. А лучшее из созданного нм уж е заня ло самостоятельное место в общем кругу современной соьетской поэзии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2