Сибирские огни, 1968, №5
Тем не менее, поэт утверждает, что все равно не только гранита, но даже металла хватило бы на памятники для всех пав ших. Но какого металла! И если б весь металл собрали, что бил и метил в их сердца, все эти груды меди. стали, железа, бронзы и свинца, его хватило б, да, хватило, чтобы подряд, за рядом ряд поставить над землею милой всех, кто в сырой земле лежат. Мысль поэта идет дальше, и поэма, посвященная необходимости подвига в тяжкие для народа времена, подвига даж е ценой страданий осиротевших матерей,— кончается словами боли, в которых — невысказанное проклятие войнам, требу ющим столько юроических смертей: Поставить? Всех? Но разве мало? — Их тысячи среди живых стоят на звонких пьедесталах.., ...О. если б меньше было их! . От умения поэтически накалить значи тельную публицистическую мысль идет и такое свойство поэзии Леонида Чикина, как афористичность. Стихотворение «При глашали нас на воскресник» я назвал бы стихот ворением-афоризмом. Современная публицистичность не терпит многословия, в лучших стихах Чикина это вполне усвоено, и лаконизм порождает афористич ность. Поэт говорит: Нелегковременами быть просто женой, быть женой комму ниста— труднее намного. Он находит, так сказать, формулы (к примеру, в обрисовке Сибири), сжатые и образные, как посло вицы: «У нас сто верст — не расстояние, мороз под тридцать — не зима»; «Для нас Обское море вольное — лишь капля в море наших дел». Говоря о том, что о жестоких годах войны «не надо лжи», поэт находит лако ничный и сильный образ: Не все горели на кострах высоких, иные руки грели у костров. Внутренняя рифма связывает слова не примиримые: «горели — грели», выделяет их в восприятии читателя и тем самым как бы отталкивает их друг от друга. Это сильный обличающий образ: греющие ру ки у высоких костров, на которых кто-то лучший горит! Да, у Леонида Чикина есть своя система образов, своя манера воздействия на чи тателя. Она, правда, таит в себе некоторую опасность, как, впрочем, и любая другая манера, когда чрезмерность в ее исполь зовании уже превращается в недостаток. Определенная, если так можно выразиться, укрунненность взгляда на окружающий мир, когда теряются близлежащие детали, и поэтическая «дальнозоркость», подчас приводят к тому, что некоторые стихи зву чат риторически; Л. Чикину не хватает полноценных крупномасштабных деталей, и тогда он заменяет их общими местами, голыми фразами. Но поэтов судят по лучшему, что соз дано ими, что останется само собой в серд цах и умах читателей. А чрезмерности и слабости уйдут, отсеются из памяти, из литературы. Впрочем, такой элегически итоговый разговор о Л. Чикине вести еще слишком рано. У него добрая половина творчества впереди. Леонид Чикин проявляет себя мастером сюжетного стихотворения, которое заклю чает в себе или новеллистический рассказ о каком-либо случае, или очерк человече ского характера. Поэт не часто обращается к этому виду поэзии, но, обращаясь, д о стигает значительного успеха. Таковы стихотворения «Военком», «Карты», «Дне вальный», «Я не умею делать табуретки», «Воспоминания о детстве» и другие. Достоинство таких стихотворений — в их психологичности, в умении заглянуть в чужой характер, найти в судьбе своих героев самую важную, какую-то пронзи тельную ноту, освещающую их взволно ванно и любовно. Таков портрет райвоен кома, идущего каждое утро по селу «под недобрыми взглядами женщин, чьи мужья им на фронт отправлены», «применявший права жесткие по законам необходимости». Мы и так готовы понять и оправдать жестокого военкома, хотя он и не нужда ется в оправдании. Но дальше оказывается, что он как раз очень нуждался в этом не нужном оправдании. «Оглушенный бабь ими воплями», хромой капитан запирался на щеколду от «младших чинов» и строчил начальнику рапорты об отправке его на фронт, обманывал врачей, чтобы те при знали его годным. И снова каждый день шел он в военкомат словно виноватый пе ред людьми — чтобы заниматься службой, «очень важной и очень нужной, для побе ды необходимой». Мы живо воспринимаем образ этого человека, с его железной выдержкой и д у шевными муками, на которые он обречен ради победы. Так же воспринимается и образ тети Паны в стихотворении «Карты», и тех мальчи шек. которые не научились в школе делать табуретки, потому что уроки труда были заменены военным делом-.' Долгое время Л. Чикину не удавалось то, что называется интимной лирикой; не выходили у него столь сильно, как публи цистические или сюжетные стихи, напри мер, стихи о природе. В общем-то, каждый поэт ограничен в чем-то свойствами и воз можностями своего таланта, и лишь немно гие поэты бывают одновременно мастерами и эпики, и лирики, и публицистики, и пе$-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2