Сибирские огни, 1968, №4
вполсилы, словно нарочно, чтобы все услышали, как певуче звучит ста рая, потускневшая от времени скрипка в сухих пальцах делопроизводи теля. Шпак был счастлив, его не огорчало, что первым музыкантом на свадьбе люди считают, высокого делопроизводителя, с упавшим, словно бы мертвом веком, что невеста танцует не с ним, а с Горовенко, с По линой, с прихрамывающим секретарем местного совета, кавалером в черной каракулевой кубанке с ярким, как неразбавленная синька, до нышком. Пары жмутся ближе ,к музыке, и он все время видит Фросю, ее светлые, неглубоко спрятанные глаза в хмельной дымке. Если бк война задержалась хоть на недельку, может, и он при легком протезе танцевал бы сейчас с Фросей: не краковяк, не польку, а тихий вальс под скрипку старого черта, который утром вытурил их ни с чем из ЗАГСа, а теперь явился со своей скрипкой. Вальс он и сейчас станцевал бы с Фросей, да неловко, еще на смех себя подымешь. Он как-то пробовал один, в хате, под радио: получалось. Хорошо бы постоять с Фросей ти хонько, подержать ее за руку, как в ту ночь, когда он объяснился с ней, но к темноте надо свадьбу кончать, электричества нет, ламп не запасли и Сагайдак торопит — утром уходить. Полные пальцы проворно бегали по клавишам. Шпак клонил к плечу тяжелую голову, не сводя глаз с Фроси. Дома они играли бы свадьбу два дня и две ночи, и не в глухом, без окон складе, напротив чужого райисполкома, пожарного сарая и хибарки сапожника, а в клубе, при полном свете. Баян дал сбой, будто музыке сдавили горло. Фрося оглянулась на Шпака, что с ним? Он теперь играл, закрыв глаза, в мыслях проноси лась внезапная буря; а что как Настя права, и он своим счастьем обязан войне, а не будь войны, Фрося не пошла бы за него? Нет женихов в их обозе,— что верно, то верно. Один Горовенко продержался немного, но завтра они и с Горовенко попрощаются, завтра бабы будут следить за Стехой Невинчаной, чтобы знала стыд девка и не плакала по парню крепче, чем по родному отцу, когда тот упал в быстрый Дон. Выходит, у Фроси и выбора-то не было, так ее война обсчитала, что некуда ей, кро ме Шпака, податься, и он должен сказать спасибо войне: у людей она все поотнимала,— и землю, и добро, и мужей, а с ним обошлась по-хо рошему, даже щедро, может, потому, что он и так без ноги, ему для этого и под пушки не надо было становиться. Он понемногу успокоился, однако горечь осталась: хотелось, чтобы сумерки поскорее упали на площадь, от которой расходятся пять обыкновенных деревенских улиц, площадь с колоколом у пожарного сарая, с жестяной, вертикальной вывеской сапожника, громко скрипя-' щей на ветру. Дверь сапожника открыта навстречу свадебной музыке, Шпак видел со своего места кудлатую, склонившуюся над верстаком голову, бутылку и стаканы на табурете и деда Зозулю, который вроде в подмастерья нанялся и о чем-то толковал с сапожником. Уже и сюда, за Волгу, докатилась первая волна эвакуированных,— явилась родня, разместился детский дом из Ленинграда, беженцы тоск ливым взглядом горожан поглядывали на голые пространства, обсту пившие деревню со всех сторон. Но колхозов ьа колесах тут не видали, они шли южнее, к теплу — на Ставропольщину, в предгорья Кавказа, в Астраханские степи. Обоз возник на здешней околице солнечным днем, двигаясь против шквального степного ветра. Стлались по ветру конские хвосты и гривы, скот шел, склонив головы, ветер теребил сено, пострели вал концами бабьих платков, холстинами, по суровым, червоной меди лицам скатывались слезы. Ни разу еще местные жители не ощущали так близко трудного дыхания войны и все ждали: пройдет обоз или остановится?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2