Сибирские огни, 1968, №4
После обеда все трое снова пришли к Барамзину. Надежда Константиновна первым делом взглянула на тарелку: те ж е цветы были размещены* по-иному. «Для Егора Васильевича они вроде пасьянса,— подумала она,— — Милое занятие, вероятно, успокаивает душу». Ленгника еще не было там, зато пришел Панин, и Владимир Ильич заговорил с ним о журнальных новинках: — Непременно прочтите Горького в «Жизни». И вы, Егор Василье вич,— повернулся к Барамзину,— тоже еще не читали «Фому Горде ева»? Мы вам привезли. Печатается с продолжением. Ждем не дождем ся следующего номера. Благодаря Горькому, беллетристика нынче в «Жизни» сильнее всех журналов. Это бесспорно. Прямо хороша! — Опять босяки?— спросил Барамзин. — Купцы. Фома — бунтарь против неустроенности жизни. Он не видит просвета. Но картины писателем набросаны отличнейшие. В осо бенности хороша — эх, жаль, не взяли мы, Надюша, свежий номер — отличная народная сцена подъема затонувшей баржи. Упоение +рудом! Хотя и ради водки, которую поставит купец. Мужики смотрят на хозяи на недружелюбно, угрюмыми глазами, и все же в описании труда чувст вуется восторг. Сила, сноровка, умение — это важно. Ах, как там на писано! «Нужно такую работу делать, такую, чтобы и тысячу лет спустя люди сказали: вот это богородские мужики сделали... да!..» — Золотые слова! — воскликнул Барамзин.— Мужики сделали на свете многое! Если бы не они,.. — Ты опять — свое! — упрекнул Панин.— А нас, рабочих, куда? На нас наплевать? А кто для твоих мужиков делает гвозди, сошники, топоры, ножи? Без них не проживете. А кто Москву поднял? Питер кто построил во всей нынешней красе? Скажешь — мужики? Каменщики! Мастера, каких свет не видел, вознесли над городом Адмиралтейскую иглу! — Да, тысячу лет стоят чудесные здания, построенные руками ма стеров,— подхватил Владимир Ильич.— Прочно и так красиво — глаз не оторвешь. В Париже, в Вене. Кремль в Москве. И всюду на земле. — Были мастера,— согласился Барамзин и тут же подковырнул.— Не чета нынешним мастеровым. — Мастеровых, Егор, не трогай! — предостерег Панин— В них — сила. Будущая революция у них в руках.* — Об этом не спорю. Маркса читал. Только мужика не забывай те,— погрозил пальцем Егор Васильевич,— Без него, кормильца, мы ни куда не уйдем. — А он без нас, рабочих, не сделает ни шагу. Только — вместе. — Разговор-то начался с литературы,— напомнил Барамзин.— По смотрите, что за короткий срок дало народничество. Не зачеркивайте его. Оно наложило отпечаток на все русское искусство. Не только на ли тературу. Великие живописцы, скульпторы, музыканты навсегда проник лись духом народничества. А чем похвалится наш марксизм? — Наш? — Владимир Ильич потер руки.— Это уже к лучшему! — В разработке теоретических вопросов марксизм преуспевает,— продолжал Барамзин, горячась все больше и больше.— А в искусстве какими победами он похвалится? Что создано о мастеровых? —. Что создано? Пока немногое. К нашему глубокому сожалению. Но давайте посмотрим беспристрастно. Есть великий живописец Репин. Не будете этого отрицать? — В глазах Владимира Ильича блеснула лу кавинка.— Не являясь марксистом, он создал «Бурлаков». Всему миру показал этих рабочих-мучеников. А художник Ярошенко? Вспомните
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2