Сибирские огни, 1968, №4

После обеда все трое снова пришли к Барамзину. Надежда Константиновна первым делом взглянула на тарелку: те ж е цветы были размещены* по-иному. «Для Егора Васильевича они вроде пасьянса,— подумала она,— — Милое занятие, вероятно, успокаивает душу». Ленгника еще не было там, зато пришел Панин, и Владимир Ильич заговорил с ним о журнальных новинках: — Непременно прочтите Горького в «Жизни». И вы, Егор Василье­ вич,— повернулся к Барамзину,— тоже еще не читали «Фому Горде­ ева»? Мы вам привезли. Печатается с продолжением. Ждем не дождем­ ся следующего номера. Благодаря Горькому, беллетристика нынче в «Жизни» сильнее всех журналов. Это бесспорно. Прямо хороша! — Опять босяки?— спросил Барамзин. — Купцы. Фома — бунтарь против неустроенности жизни. Он не видит просвета. Но картины писателем набросаны отличнейшие. В осо­ бенности хороша — эх, жаль, не взяли мы, Надюша, свежий номер — отличная народная сцена подъема затонувшей баржи. Упоение +рудом! Хотя и ради водки, которую поставит купец. Мужики смотрят на хозяи­ на недружелюбно, угрюмыми глазами, и все же в описании труда чувст­ вуется восторг. Сила, сноровка, умение — это важно. Ах, как там на­ писано! «Нужно такую работу делать, такую, чтобы и тысячу лет спустя люди сказали: вот это богородские мужики сделали... да!..» — Золотые слова! — воскликнул Барамзин.— Мужики сделали на свете многое! Если бы не они,.. — Ты опять — свое! — упрекнул Панин.— А нас, рабочих, куда? На нас наплевать? А кто для твоих мужиков делает гвозди, сошники, топоры, ножи? Без них не проживете. А кто Москву поднял? Питер кто построил во всей нынешней красе? Скажешь — мужики? Каменщики! Мастера, каких свет не видел, вознесли над городом Адмиралтейскую иглу! — Да, тысячу лет стоят чудесные здания, построенные руками ма­ стеров,— подхватил Владимир Ильич.— Прочно и так красиво — глаз не оторвешь. В Париже, в Вене. Кремль в Москве. И всюду на земле. — Были мастера,— согласился Барамзин и тут же подковырнул.— Не чета нынешним мастеровым. — Мастеровых, Егор, не трогай! — предостерег Панин— В них — сила. Будущая революция у них в руках.* — Об этом не спорю. Маркса читал. Только мужика не забывай­ те,— погрозил пальцем Егор Васильевич,— Без него, кормильца, мы ни­ куда не уйдем. — А он без нас, рабочих, не сделает ни шагу. Только — вместе. — Разговор-то начался с литературы,— напомнил Барамзин.— По­ смотрите, что за короткий срок дало народничество. Не зачеркивайте его. Оно наложило отпечаток на все русское искусство. Не только на ли­ тературу. Великие живописцы, скульпторы, музыканты навсегда проник­ лись духом народничества. А чем похвалится наш марксизм? — Наш? — Владимир Ильич потер руки.— Это уже к лучшему! — В разработке теоретических вопросов марксизм преуспевает,— продолжал Барамзин, горячась все больше и больше.— А в искусстве какими победами он похвалится? Что создано о мастеровых? —. Что создано? Пока немногое. К нашему глубокому сожалению. Но давайте посмотрим беспристрастно. Есть великий живописец Репин. Не будете этого отрицать? — В глазах Владимира Ильича блеснула лу­ кавинка.— Не являясь марксистом, он создал «Бурлаков». Всему миру показал этих рабочих-мучеников. А художник Ярошенко? Вспомните

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2