Сибирские огни, 1968, №4
К ж и вы м— обращ ался за уточнением фактов. Но каждый отдельный эпизод вызывал в памяти людей , цепную реакцию событий. И я попадал, выраж аясь словами Ольги Берггольц, «в коварную и прекрасную пропасть воспоминаний...» Здесь нет вымысла, только факты. Автор. Разбитую строчку и способ верстки этой необычайной аннотации вовсе не следует оценивать как причуду автора. Книга С. Гершберга в самом деле — поэтичная, образная летопись подвига советских ж ур налистов в годы войны. В то же время это еше и коллективный портрет тех людей, которые ни на день не прекращали выпуска «Правды». И повседневно добывали в суро вых, иногда отчаянных фронтовых условиях драгоценную информацию для своей газеты. Осенью 1941 года, когда враг стоял у ворот Москвы, раздавались телефонные звонки: — Завтра «Правда» выходит? — А как же иначе! — Как всегда? — Как всегда! — Ну, тогда все в порядке... После 16 октября 1941 года основной состав редакционного аппарата эвакуирова ли в Куйбышев; газету делали 15 человек. В осажденный Ленинград доставляли мат рицы. и за 900 дней блокады лишь один раз московская «Правда» гам не вышла — са молет сбили... Корреспонденты «Правды» были на всех фронтах, в партизанских кра ях, они уходили из городов, оставляемых противнику, с последними воинскими частя ми. И отовсюду, при первой возможности, отсылали в редакцию дорого достававшиеся строчки свежей информации. Во второй же половине войны корреспонденты подчас д а ж е опережали наступающие регулярные ча сти. Один из удивительных эпизодов такого' рода связан с Борисом Полевым. 5 мая 1945 года чехи подняли национальное вос стание в Праге. Их радиостанция взывала в эфире: — Русские братья! Мы истекаем кро вью... Совершите чудо! Спасите Злату П ра гу... Русские братья... Мы истекаем кро вью... * Армия маршала Конева торопилась на помошь, совершила бросок, машины мча лись через горы на полной скорости. Но и на это требовалось время. И Борис Поле вой вымолил у командующего разрешение лететь на связном самолете прямо в вос ставшую Прагу. Аэродромов у восставших не было, самолет сел на стадионе, впритык к трибуне Р у с с к о г о офицера качают род крики: «Наздар! Н аздар!» Ведут в штаб восставших, на радиостанцию, с которой он сначала сообщает командованию обстанов ку, а позж е пересылает первую корреспон денцию из борющейся Праги. Нередко на долю корреспондентов «Правды» выпадало и непосредственное участие в боевых действиях. Иван Кирюшин был первым военным корреспондентом, на гражденным за боевые заслуги орденом. Михаил Сиволобов был в партизанском крае не только корреспондентом, но и бое вым офицером,— эго он писал первым о «Деде» — Ковпаке. Фотокорреспонденты «Правды» Мих. Калашников, Сергей Кор шунов и другие делали свои снимки, вос произведенные впоследствии множество раз (книга С. Гершберга отлично иллюстриро вана), непосредственно в боевой обстановке. Виктор Темин задолго до капитуляции ф а шистов в Берлине обдумывал и докладывал редактору «план проведения и оперативной доставки фотодокумента-снимка: Знам я П о беды над Берлином». За Теминым был забронирован в Берлине У-2. На этой ма шине он в течение десяти дней, часто под обстрелом, снимал бои (самолет получил за это время 48 пробоин). Наконец, 2 мая Темин снимает развевающееся над горя щим рейхстагом алое знамя Победы. Со своими бесценными кадрами Темин летит на специальном тяжелом самолете, предо ставленном маршалом Жуковым, в Москву. 3 мая 1945 года «Правда» напечатала сни мок Темина. А через несколько дней появ ляется еще одна поразительная фотография, историю которой рассказывает автор кни ги,— военный корреспондент «Правды» М. Мержанов и Геббельс в одном кадре; прав да, последний — уже обуглившийся труп! Книга наполнена драматическими и ге роическими эпизодами. Автор пересказыва ет, например, все, что последовало за появ лением очерка Петра Лидова « Т а н я »— о девушке-партнзанке, повешенной фашиста ми. Очерк этот, написанный по самым го рячим следам событий, всех взволновал. Кто она, эга Таня? В ходе расследования трижды откапывали тело, пока в нем не опознали Зою Космодемьянскую. Земля чу дом сберегла обаятельный и трагичный образ погибшей девушки, которая для всех нас надолго стала символом всенародного сопротивления фашизму. Семен Гершберг воссоздал облик воен ной Москвы з самые трагические дни, по следовавшие за 16 октября 1941 года. Н еза бываемы эти картины самоотверженного труда газетчиков, когда сотрудники не рас ходились до выхода номера, а к 10 часам утра сходились в редакцию снова, чтобы газета завтра вышла, как всегда, и в мил лионах людей укреплялось бы сознание: «Все в порядке!» Автор показал нам не одних только твор ческих работников, и это справедливо, ибо они одни не в состоянии «сделать» газету. Корректор и секретарь, мегранпаж и хозяй- , ственник, даж е шоферы, даж е повар «Правды» — деятельные участники выхода очередного номера. Д ля многих из них у автора нашлось теплое словечко, он подме
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2