Сибирские огни, 1968, №4
иртышском городке, в тесном общении с ве ликой рекой и великой степью, в атмосфере застойного мещанского быта. Павел Ва сильев много ездил по стране, жил в Сиби ри и на Дальнем Востоке, а потом в Моск ве, но родной край всегда оставался самым притягательным и щедрым источником его творчества. В отчем доме поэта почитали установленное, ценили копейку, с нетерпи мостью относились ко всему необычному и новому. Но он не был лишен и привлека тельных черт. «Сибиряки-горожане вели свой род от храбрых землепроходцев и му жиков, не знавших помещика, а то и от бунтарей-каторжан. В крови их не иссяк ток предприимчивости, азарта, размаха. Они были мастеровые и труд уваж али. Они не годились в домоседы и огромные, как луна, пространства отмахивали запросто. Природы они не боялись, не прятались ог нее в скор лупу домишек, и в их обычаях сохранилось немало красивого!» Дремучий быт родимого дома и стал первопричиной жизненной дра мы П авла Васильева, «колыбелью сумятц- цы» его. Об этом П. Косенко рассказывает проникновенно, волнующе и убедительно. В бурную, кипучую и яростную жизнь со временного ему общества Павел Васильев и тогда и потом врывался с исключитель ным самозабвением и неистовством, как его верный, заинтересованный и деятельный сын. подверженный, однако, темным стра стям, соблазнам и «завихрениям». Врывался и жил в нем и своим горячим, образным, глубоко выстраданным словом, и своими «модными» скандалами. Вся его конкрет ная драматическая судьба отразилась, ра зумеется, на творческом пути. Но творчест во Павла Васильева и его житейский быт находились между собой и в разительном противоречии, что влекло за собой немало кривотолков и порицаний, немало разноре чивых суждений о его стихотворениях и поэмах. В произведении П. Косенко образное по вествование о «трудной и путаной» жизни П авла Васильева органически переплета ется с точной и вдумчивой характеристикой его творчества. С талкивая всевозможные взгляды на отдельные произведения, при водя многочисленные свидетельства и до кументы, цитаты из критических статей и рецензий, выдержки из газет и писем, по священия Павлу Васильеву и пародии на него, автор «Повести» рисует на достаточно широком историческом и литературном ф о не живописный портрет талантливого и са мобытного художника, пеструю и правди вую картину его развития и его безвремен ной гибели, положившей конец осуществле нию всех его дерзких планов и благих на мерений. В лучших своих стихотворениях, поэмах и песнях Павел Васильев сумел подняться над самим собой, оторваться от своего неприглядного быта и создать про изведения значительного гражданского зву чания. Они имеют реалистическую основу, наполнены конкретным образным содерж а нием и большой эмоциональной силой. Все суетное, преходящее, что искажает и з а темняет облик поэта, исчезает. Остается главное, чем он всегда будет дорог нам. Остается поэзия, а в ней — лучшая часть души смятенного, всегда ищущего, живого человека. Рисуя портрет П авла Васильева, выде ляя в нем самое характерное и ценное, критик призывает в «соавторы» многочис ленных читателей, которых поэт успел за воевать и при жизни, и — в основном — пос ле своего «воскрешения из мертвых», еще до вмешательства профессиональных лите раторов, как благосклонных к нему, так и осуждавших его. Павлу Васильеву не нуж ны ни благосклонность, ни осуждение, тем более теперь. Нужна справедливая, объек тивная оценка его творчества, более глубокое и полное его понимание, извлечение из него «рационального зерна» — его гуманистиче- окой сущности и высокой гражданственно сти в неповторимой образности и много цветное™ художнической палитры. Вполне естественно, что о преждевре менной гибели Павла Васильева влюблен ный исследователь его творчества говорит не без горечи и сожаления, но эти чувства отнюдь не исчерпывают содержания pa3j- говора; за ними угадывается уверенность, что жестокие уроки тех лет не пропали да- ,ром, что роковые ошибки наши не забыты и никогда не повторятся. Нельзя утверждать, что «Повесть о П авле Васильеве» дает абсолютное и бес- порное решение всех вопросов, связанных с жизнью и творчеством этого сложного и противоречивого человека, что каждое сло во в ней — истина в последней инстанции. Но она представляет собой добротный фун дамент для дальнейшего исследования и для новых «открытий» в богатом наследии поэта. В л адим и р Нан ЗАВТРА ГАЗЕТА ВЫХОДИ Т Т итульному листу этой книги1 предше ствует обращение автора, написанное (и сверстанное) как своего рода стихотворе ние в прозе: Эта к н и га— записки журналиста о журналистах, о правдистах военных лет. Не история — она ждет исследователей. О мертвых я написал то, что энал. 1 С е м е н Г е р ш б е р г . Завтра газета выхо дит. М.. «Сов. Россия». 1966. )
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2