Сибирские огни, 1968, №4
на из их шуток заключалась в том, чтобы закрыть предохранительные вентили ска фандров, в результате чего двое из членов экипажа едва не задохнулись от отсутствия кислорода! Из разговоров людей будущего между собой современный читатель может установить, что слова типа «подонки» и «м ура» продолжают оставаться актуаль ными и в будущем, а обращение героев друг к другу оказы вается столь же салон ным и любезным, как в современном трам вае в часы пик: «Дур-рак! — свирепо ры чит Шаров», «Заткнись,— строго говорит Шаров». Мы даж е встречаемся с такой си туацией, когда один из героев, предупредив: «Слабонервных прошу заткнуть уши!», «выкладывает свое мнение», при этом «не стесняясь в выражениях». Насколько это позволяет эвфемистический стиль автора, можно понять, что речь идет об обыкно венной матерной брани. Столь же остроумны, изысканны и веж ливы герои других повестей, фантастико приключенческих. Их особенностью оказы вается способность действующих лиц попа дать в самые нелепые положения и выпу тываться из них с помощью самых стран ных совпадений. Поступки их порой на столько алогичны, что трудно себе пред ставить, что именно выкинет тот или иной герой в следующую минуту и зачем он по ступает так, а не иначе. В этом отношении особенно отличается повесть «Аргус про тив Марса». Объективности ради, следует признать, что герои далеко не всегда выраж аю тся самыми последними или предпоследними словами. Напротив, как легко может убе диться читатель, «они хочут свою образо ванность показать и всегда говорят о не понятном». Кроме того, и сами авторы, и их герои очень любят «говорить красиво». Например, так: «Пепел, просыпанный на ру к ав пидж ака, попадал в глаза. Попадал в самое сердце. Пепел, пепел, пепел...» Или так: «Ненавидящий взгляд медленно вмер зал в застывшую темень ее зрачков». Ге рой не скаж ет о себе: «Я делал различные предположения». Он выразится так: «Я вра щал штурвал своих предположений и так и эдак». Равным образом Н. Шагурин и С. П авлов ни за что не скаж ут о своем герое, что он заглушил или подавил в себе такую -то мысль. Нет, «Брент не дал ей (мысли) поднять голову». Авторы, очевидно, считают эти и подоб ные им выражения, которые в изобилии встречаются в книге, образцами подлинного литературного «бонтона». Иначе просто трудно объяснить столь явное злоупотреб ление ими. И что-то вдруг удивительно знакомое встает из дебрей всех этих «вандерсонов- ских подпространств», «ледяных пальцев недавнего уж аса» и «матовой глади обна женных рук и плечей». Непонятность и «изысканность» книги Н. Шагурина и С. П авлова неожиданно заставляет вспом нить о той странной книге, которую чи тали юный Алексей Пешков и повар Сму рый на пароходе «Добрый». Во всяком случае, «умбракул, распещренный звезда м и ..» ничем не уступает в этом отношении лучшим образцам, почерпнутым из сбор ника «Аргус против Марса», отличаясь от них только некоторой архаичностью и на ивностью стиля, отсутствием технических и научных терминов. В той старой книге было следующее из речение: «Профаны, любопытствующие знать наши дела! Никогда ваши слабые очи не узрят оных. Вы и того не узнаете, как поют фреры». Эти слова смело можно по ставить эпиграфом к книге Н. Шагурина и С. Павлова, своей таинственностью и стран ностью напомнившей современному читате лю «пение фреров». Ф . Васил ьева ПОВЕСТЬ О ЖИЗНИ ПОЭТА К нига о жизни и творчестве поэта П авла Васильева1— интересное и своеобразное произведение, написанное кри тиком П. Косенко. Это — не «повесть» в традиционном понимании ж анра. В ней нет вымысла — все строится на достовер ных фактах, тщательно подобранных и про веренных. Но нет и сухой документации, безжизненной фактографии. К аж дая стра ница «Повести» проникнута горячим стрем лением автора представить современным читателям молодого поэта (рождения 1910 года) страстным, сложным и противоречи вым — каким он был, освободив его облик от искажений и наветов, равно как и от «аигелизации», имевших место до послед них лет. К аж дая строка подчинена единой цели _ утвердить в поэтической сокровищ нице русского народа яркую и громкую песню П авла Васильева с ее «буйством сияющих, неудержимых, неожиданных кра сок», с ее «симфонической мощью», с ред костным умением удивительно отчетливо изобразить «многие черты русского нацио нального характера: широту, половодье чувств, размашистую самозабвенную удаль, идущую оттого, что сила в жилах перека тывается, яростное жизнелюбие, негасимую любовь к чистой и ясной красоте». В «Повести» с глубоким вниманием и чуткостью прослеживается нелегкое станов ление поэта, выросшего в захудалом при- 1 П. К о с е н к о . П: *ел Васильев. Повесть о жизни поэта. Алма-Ата, изд. «Жазуши». 19Д7.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2