Сибирские огни, 1968, №4
Д аж е по этим немногим строкам можно уловить своеобразие повествовательной ин тонации И Пантелеева В ней романтиче ское. по-детски свеж ее восприятие жизни тесно переплетается с проникновенным, хоть и чуть приглушенным лиризмом. Рассказы и повести И. Пантелеева, бес спорно, написаны пером умелого худож ника Без навязчивой дидактики и скучных наставлений, они учат детей и подростков самому важному в жизни: честности и правдивости, любви к природе и уважению к человеку, сыновней преданности Родине. Б, Т а т а р и н ц е в «КАК ПОЮТ ФРЕРЫ...» К нига Н. Ш агурина и С. П авло в а1 содержит три повести. Д ве из них, если верить подзаголовкам, являю тся, повестями фантастико-приключенческими, а третья — научно-фамгастической. Д ействие первых двух происходит у нас на Земле примерно в наши дни, действие третьей — в основном на Меркурии и в непосредст венной близости к Солнцу. Первые две по вести написаны совместно Н. Шагуриным, уж е в течение многих лет работающим на по прище фантастики и приключений, и С. П ав ловым, молодым писателем фантастом. Тре тья же повесть «Корона Солнца» сочинена одним С. Павловым Она-то. оказывается, и концентрирует в себе наиболее характер- ные черты, присущие вообще сборнику «Аргус против Марса». Поэтому есть осно вания уделить произведению С. Павлова больше внимания, нежели всем остальным. 'Действие этой повести, судя но тому, что Меркурий уже покорен и превращен в стартовую площадку для запуска космиче- • ских кораблей к Солнцу, происходит в не коем неопределенном, но отнюдь не близком будущем Это чувствуется уже с первых страниц. На читателя обрушивается настоя щ ая лавина названий разных неведомых реалий, которые, очевидно, уже успели изо брести или открыть без него: глаер, горы (они же тороиды и миолмы), телетар, маг- нилатор, нейгриггер, тонфон, алиторы.„ По-видимому, автор не учел того обстоя тельства. чю читать его повесть придется людям «прошлого», и потому, с легкостью вставляя в текст все эти и подобные слова, особенно не стремится объяснить их значе ний. С. Павлову (а такж е и его болев опытному соавтору Н. Шагурину) представ 1 Н. Ш а г у р и н, С. П а в л о в . Аргус против Марса. Повести фантастико-приключенческие и научно-фантастические. Красноярск, кн, изд., 1967. ляется достаточным, что их герои понимают или делают вид, что понимают смысл та ких выражений, как «тензорные уравнения», «эруптивная деятельность Солнца» или «нейтринный удар в зоне Мохоровичича» (это уже из другой повести). Читатель даж е присутствует при том, как герои растолковывают друг другу суть непонятных явлений, но и здесь его недо умение нисколько ре рассеивается. К аза лось бы, стоит читателю представить себе «сказку про курочку-рябу» — и он поймет, что такое «мгновенное чередование верхне этажных комбинаций» нейтриггера, ибо один из героев, по словам автора, использует в качестве иллюстрации к своим выводам именно сказку про курочку-рябу! Где уж тут понять, как эта «трехмерная парабола... иллюстрирует выводы Янковско- го-В андерсона(!) о краткой структуре Пространства»! Ведь героям «на практике довелось преодолеть «перегиб» вандерсонов- ского подпространства», чего читателю и в страшном сне не могло бы привидеться Не помогает наглядность. И заглавные буквы тоже не помогают, хотя С. П авлов их очень любит в качестве средства придать некую значительность тем или иным сло вам, например: Повелители Времени. Твор цы Великолепного, ощущение Мрачной Б о рьбы и т. д. Чтобы во всем этом разобра ться. читателю необходимо, по меньшей ме ре, быть осененным «внезапным наитием», как это случилось с одним из героев. Б ез такого наития, во всяком случае, трудно представить себе «маленькую лекцию о слабых взаимодействиях элементарных ча стиц», разъясняющую сущность изобретения, описываемого в другой повести, которая на зывается «Аргус против Марса». Однако мало того, что читателю не д а но понять вещей, о которых он до чтения этой книги не имел представления,— авторы настолько к нему беспощадны, что стре мятся разбить и как будто уже слож ив шиеся представления читателя. С. Павлов, к примеру, уверяет: «Приборы без устали всасывают колоссальный поток информа ции... и выдают (ее) в виде своеобразных брикетов». Удивительные превращения пре терпевает информация! Не менее удивитель ным выглядит на сверхсовременном косми ческом корабле... мотор (совсем как в доб ром старом XIX веке!). Членам ж е экипаж а, чтобы общаться друг с другом, необходимо «сомкнуть штепсельные разъемы телефонных кабелей» (при наличии «рожков антенн»). Несомненно, количество подобных стран ностей можно было бы увеличить, но это уже, вероятно, дело специалистов. Столь же странное впечатление остав ляют и герои повести. Ведь это люди буду щего, ученые, носители высокого интеллек та. Но, к крайнему своему огорчению, со временный читатель замечает, что они, эти люди, не только не стали совершеннее и лучше его, но. пожалуй, во многом сделали большой шаг назад. Так, чувство юмора у них стоит где-то на уровне палеолита. О д
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2