Сибирские огни, 1968, №4

Д аж е по этим немногим строкам можно уловить своеобразие повествовательной ин­ тонации И Пантелеева В ней романтиче­ ское. по-детски свеж ее восприятие жизни тесно переплетается с проникновенным, хоть и чуть приглушенным лиризмом. Рассказы и повести И. Пантелеева, бес­ спорно, написаны пером умелого худож ­ ника Без навязчивой дидактики и скучных наставлений, они учат детей и подростков самому важному в жизни: честности и правдивости, любви к природе и уважению к человеку, сыновней преданности Родине. Б, Т а т а р и н ц е в «КАК ПОЮТ ФРЕРЫ...» К нига Н. Ш агурина и С. П авло­ в а1 содержит три повести. Д ве из них, если верить подзаголовкам, являю тся, повестями фантастико-приключенческими, а третья — научно-фамгастической. Д ействие первых двух происходит у нас на Земле примерно в наши дни, действие третьей — в основном на Меркурии и в непосредст­ венной близости к Солнцу. Первые две по­ вести написаны совместно Н. Шагуриным, уж е в течение многих лет работающим на по­ прище фантастики и приключений, и С. П ав­ ловым, молодым писателем фантастом. Тре­ тья же повесть «Корона Солнца» сочинена одним С. Павловым Она-то. оказывается, и концентрирует в себе наиболее характер- ные черты, присущие вообще сборнику «Аргус против Марса». Поэтому есть осно­ вания уделить произведению С. Павлова больше внимания, нежели всем остальным. 'Действие этой повести, судя но тому, что Меркурий уже покорен и превращен в стартовую площадку для запуска космиче- • ских кораблей к Солнцу, происходит в не­ коем неопределенном, но отнюдь не близком будущем Это чувствуется уже с первых страниц. На читателя обрушивается настоя­ щ ая лавина названий разных неведомых реалий, которые, очевидно, уже успели изо­ брести или открыть без него: глаер, горы (они же тороиды и миолмы), телетар, маг- нилатор, нейгриггер, тонфон, алиторы.„ По-видимому, автор не учел того обстоя­ тельства. чю читать его повесть придется людям «прошлого», и потому, с легкостью вставляя в текст все эти и подобные слова, особенно не стремится объяснить их значе­ ний. С. Павлову (а такж е и его болев опытному соавтору Н. Шагурину) представ­ 1 Н. Ш а г у р и н, С. П а в л о в . Аргус против Марса. Повести фантастико-приключенческие и научно-фантастические. Красноярск, кн, изд., 1967. ляется достаточным, что их герои понимают или делают вид, что понимают смысл та­ ких выражений, как «тензорные уравнения», «эруптивная деятельность Солнца» или «нейтринный удар в зоне Мохоровичича» (это уже из другой повести). Читатель даж е присутствует при том, как герои растолковывают друг другу суть непонятных явлений, но и здесь его недо­ умение нисколько ре рассеивается. К аза­ лось бы, стоит читателю представить себе «сказку про курочку-рябу» — и он поймет, что такое «мгновенное чередование верхне­ этажных комбинаций» нейтриггера, ибо один из героев, по словам автора, использует в качестве иллюстрации к своим выводам именно сказку про курочку-рябу! Где уж тут понять, как эта «трехмерная парабола... иллюстрирует выводы Янковско- го-В андерсона(!) о краткой структуре Пространства»! Ведь героям «на практике довелось преодолеть «перегиб» вандерсонов- ского подпространства», чего читателю и в страшном сне не могло бы привидеться Не помогает наглядность. И заглавные буквы тоже не помогают, хотя С. П авлов их очень любит в качестве средства придать некую значительность тем или иным сло­ вам, например: Повелители Времени. Твор­ цы Великолепного, ощущение Мрачной Б о­ рьбы и т. д. Чтобы во всем этом разобра­ ться. читателю необходимо, по меньшей ме­ ре, быть осененным «внезапным наитием», как это случилось с одним из героев. Б ез такого наития, во всяком случае, трудно представить себе «маленькую лекцию о слабых взаимодействиях элементарных ча­ стиц», разъясняющую сущность изобретения, описываемого в другой повести, которая на­ зывается «Аргус против Марса». Однако мало того, что читателю не д а ­ но понять вещей, о которых он до чтения этой книги не имел представления,— авторы настолько к нему беспощадны, что стре­ мятся разбить и как будто уже слож ив­ шиеся представления читателя. С. Павлов, к примеру, уверяет: «Приборы без устали всасывают колоссальный поток информа­ ции... и выдают (ее) в виде своеобразных брикетов». Удивительные превращения пре­ терпевает информация! Не менее удивитель­ ным выглядит на сверхсовременном косми­ ческом корабле... мотор (совсем как в доб­ ром старом XIX веке!). Членам ж е экипаж а, чтобы общаться друг с другом, необходимо «сомкнуть штепсельные разъемы телефонных кабелей» (при наличии «рожков антенн»). Несомненно, количество подобных стран­ ностей можно было бы увеличить, но это уже, вероятно, дело специалистов. Столь же странное впечатление остав­ ляют и герои повести. Ведь это люди буду­ щего, ученые, носители высокого интеллек­ та. Но, к крайнему своему огорчению, со­ временный читатель замечает, что они, эти люди, не только не стали совершеннее и лучше его, но. пожалуй, во многом сделали большой шаг назад. Так, чувство юмора у них стоит где-то на уровне палеолита. О д

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2