Сибирские огни, 1968, №4
начинается там, где живые наблюдения (а они составляют главное в книге) заставля ют нас остановиться, вчитаться, почувство вать правду образа, свежесть прикоснове ния к жизни. Книги Г. Федосеева сравнива ли с сочинениями В. К. Арсеньева. Такое сравнение правомерно и справедливо. Д е ло заключается не в том, что гольд Дерсу похож , скаж ем, на старого охотника-эвенка К арарбаха. Д ело в том прекрасном друж е ственном внимании авторов к своим геро ям, к их прошлому, настоящему и будуще му, в умении войти внутрь жизни пастухов и охотников, войти в жизнь северного наро да с его духовным складом, нравами, обы чаями. Этнографические черты, щедро рас сеянные в книге, теряют таким образом свой узкий специальный смысл, и мы пони маем стремление автора со всем возмож ным вниманием и неторопливостью запечат леть виденное: «Я стараюсь запомнить вое до мельчайших подробностей, все, что тут совершается,— ведь этот суеверный обряд, как и многие другие, уходит в небытие д а ж е здесь, в глуши лесов». Т акая очерковая, точная манера («все до мельчайших подробностей») образует важный стилевой пласт книги Г. Федосее ва. Автор не боится «деловой» прозы, исто рической справки. Она входит в эстетиче скую систему его путешествия, она присут ствует как элемент авторского осмысления изображенного. Сж атое деловое сообщение о древнем народе — эвенках, о людях, ко торые «постоянно были охотниками», му жественными, справедливыми и закаленны ми в борьбе за жизнь, проецируется на ха рактеры. Оно объясняет суровую сдерж ан ность и выносливость старого охотника К а рарбаха и его жены Л ангары , их глубокую приверженность тайге, ж елание воспитать в духе хозяев этих мест молодое эвенкийское поколение. Именно Л ан гара, сохраняющ ая опыт предков, считает, что эвенк может и на луну слетать, но вернется сюда, в тайгу. Л ан гара «подкупила» автора «материнской тревогой за завтрашний день и своей доб ротою». Григорий Федосеев достаточно зорок, чтобы увидеть консервативность иных тра диций кочевников. Но его справедливо ин тересует прежде всего другая сторона: как в постоянном труде, в борьбе с природой сформировались лучшие нравственные чер ты народа. Чистота и доверчивость харак теризуют не только маленького Багыка, который горько переживает отказ от обе щания обменять на его лук настоящее ру ж ье,— это живые черты многих. «Эвен ки,— замечает писатель,— вообще добры й доверчивы, как дети. В этом убеждаешься с первого дня встречи. И не найдешь пре даннее друзей, чем эвенки, когда они видят доброжелательное отношение к ним». Общечеловеческие нравственные истины, почерпнутые путешественником в жизни эвенков, как бы становятся ярче, живее, лишаются оттенка дидактичности; отчетли вее обнаж аю т свой гуманистический смысл древние обычаи и привычки. Когда Л ангара отчитывает рассказчика за срубленную бе резку, опасаясь гнева злого Харги, мы не можем не видеть и прекрасного человече ского смысла этой защиты песенного поэ тического дерева: «Только дурной люди мо гут топтать ногами березу или жечь ее на огне. Разве ты у эвенков видел такое?». В традиционном есть нечто очень важное, что созвучно нам, что следует умножить и сохранить. .Есть человеческая теплота, че стность, друж ба, помогающая в жизни. Именно поэтому так быстро находит общий язык с эвенками молчаливый радист Па- ,вел. Именно поэтому глухой и как будто от решенный от мира старый охотник Карар- бах, несмотря на боязнь злого духа, не ре шает оставить рассказчика наедине со страшным медведем-людоедом. Он приходит ему на помощь. И страшный хищник гиб нет. Пристальный и точный анализ, пости жение нравственных качеств героев опре деляют закономерность финального реше ния. В сущности, не раскрытие тайны голь ца Ямбуя, не завершение приключенческого сюжета так радует нас — да и ье так уж велика эта тайна Нас волнует и воодушев ляет ярко выявившееся духовное, нравствен ное единство героев в трудный момент — победа мужественной дружбы, которой справедливо кончается книга. К. Антошин ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГОЛУБЫХ ЗВ Е ЗД Е сли вы, читатель, родились в сибирской таежной деревне и в годы веселого, беззаботного детства по утрам спешили в школу, сраж ались в снежки с ребятами из соседнего класса, по вечерам со своим закадычным другом мастерили аэросани; если летом, прихватив с собою краюху черного хлеба и сорвав на огороде зеленый, в пупырышках, огурец, вышли к дальнему речному перекату купаться и ло вить на мушку-обманку серебристых хари усов,— то вам особенно близкими и понят ными станут 1 ерои рассказов и повестей И. Пантелеева «Голубые звезды»1. В них — и в смелом, изобретательном Славке Д у б нове, и в любознательном фантазере В аль ке Чалкине, и в озорной и настойчивой Том- 1 И. П а н т е л е е в. ГолуТые звезды. Красно ярск, кн. изд., 1967,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2