Сибирские огни, 1968, №4
КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ Д. Хайлов ПОБЕДА МУЖЕСТВА И ДРУЖБЫ у орощо, когда человек знает свое де- ^ * л о . О писателе Григорие Федосееве можно сказать: он знает своих героев — таежников и следопытов, геологов и гео дезистов, колхозных пастухов-эвенков, ибо сам жил с ними, трудился, исходил пеш ком, проехал на оленях тысячи километ ров тайги и тундры, испытал суровость их природы. Творчество Г. Федосеева связано с жизненным опытом писателя. Его истока ми являются трудные будни экспедиций, по вседневный труд тех, кто дорогой ценой — иногда (ценой жизни — составляет карту Родины, столь необходимую для нашего на родного хозяйства. О борьбе с суровой природой, с прегра дами, встающими на пути героев, о мужестве людей отважной профессии — русских геоде зистов и их помощников-эвенков — мы чи тали в книгах Г. Федосеева «Мы идем по (восточному Саяну», «В тисках Джугдыра», «Смерть меня подождет». Новая книга пи сателя — «Злой дух Ямбуя»1— в сущности, развивает ту ж е тему. Фабула ее связана с розысками погибших при загадочных обсто ятельствах геодезистов в районе гольца Ям- буй, и в этом смысле рядом эпизодов кни га примыкает к литературе приключений. Но едва ли как раз этой стороной книга за воевывает наше внимание, а приключенче ский сюжет, как отмечала критика, держит читателя в напряжении до конца книги. Именно беллетристическое решение «Злого духа Ямбуя» представляется нам менее 1 «Роман-газета», М„ 1966, № 18, всего художественным открытием писателя. Причем сам приключенческий сюжет изоби лует целым рядом отступлений и эпизодов, с ним прямо не связанных (скажем, рас сказ о собаке Загре) и, с этой точки зр е ния, очевидно нарушающих целостность по вествования. Но именно в этих эпизодах нередко открывается глубокое своеобразие тех обстоятельств и среды, в которых ж и вут и действуют герои. В самом деле, зачем Г. Федосееву по надобилась история Загри? Ненужная в движении сюжета, она тем не менее чрез вычайно важна для понимания роли собаки в экспедиции и в кочевой жизни пасгу- хов-эвенков, постоянно овязанной с опас ностями, с поисками пути. Загря не раз спа сает повествователя; она помогает обезвре дить раненого зверя, который, как выясни лось, и был причиной гибели многих люден. Загря является полноправным, едва ли не главным в некоторых эпизодах героем, по этому ей, естественно, и отведено так мно го места. Было бы неверно полагать, что сам Г. Федосеев не придает значения «роман ной» обработке своих путешествий. Однако это не только вводит повествование в не кую твердо намеченную колею. Выполнен ная в манере автора «Кожаного чулка», «Пионеров», «Следопыта», такая обработка подчас оборачивается искушением легких решений, которому автор не всегда в силах противостоять. Возвышенные описания ди ких скал, нагромождений камней в «Злом духе Ямбуя» словно нам уже где-то встре чались. Чудовищная гроза гремит в книге с однообразием романтического ш тампа; под ногами героев «от ударов грома содро гается... вся земля»; «равнина содрогалась от долго не прекращающихся разрядов»; «земля содрогалась от долго не прекращ ав шихся разрядов»,—читаем мы то и дело в книге. Нам каж ется, подобными, не слиш ком оригинальными повторениями худож е ственно дискредитирована попытка доказать эвенкам, что их вера в духи — не научна. Истинный интерес «Злого духа Ямбуя»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2