Сибирские огни, 1968, №4
Сергей Тюрин, этот еще неоформившийся юнец, которому из-за непривычки невероят но трудно втянуться в такую изнуряющую работу и еще труднее понять людей, разо браться в самом себе,— этот Тюрин привле кателен именно тем, что он не мыслит себя вне конечных целей своего труда, он не представляет себе нечестного отношения к делу, которое ему поручили, за которое он взялся сам. Если мы почитаем стихи Ильи Фонякова, то можем заметить, что дл я него эта про блема будто бы и не проблема вовсе, а нечто само собою разумеющееся. О бра щ аясь к своему сверстнику, который во всем «стремится разобраться по существу», поэт терпеливо разъясняет словно бы азбучную истину: Нам завещана жизнь. Не просто — пить нарзаны и рвать цветы: жизнь для творчества, жизнь для роста, для дерзания и мечты. Он рассказывает о своих товарищ ах — кто обязательно рабочий и поэт, инженер и геолог, обязательно что-то ищущий, что-то творящий: Они выволакивают из карманов с табачной пылью, с монетой разменной — эскизы мостов, наброски романов, приемники с портсигар размером... ...Они в футбол и в пинг-понг играют, они соседей гитарой тревожат.,. Мои товарищи презирают тех. кто ничего не может. К ак будто и нет никакой проблемы: пре зи р аю т— и точка, а когда употребляется слово «труд», то оно сопрягается где-то ря дом с истиной: «Мы ж адно прикасаемся ру ками к непреходящим истинам труда». М еж ду тем эта проблема существует как одна из самых животрепещущих, и истоки ее пра вильного разрешения леж ат в коммунисти ческих субботниках двадцатых годов и в героическом труде людей тридцатых... П о тому-то так незаметно и естественно входят темы труда в современные произведения, что советская литература уж е в тридцатых годах освоила ее, она показала в меру сво их возможностей, что общественный труд — главное призвание человека.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2