Сибирские огни, 1968, №4
каждый ш аг вперед брался с бою. нельзя делить на «времена героические» и «времена негероические», мирные, будничные, как это делает Н. Джусойты в «Литературной газе те», так как этим, в сущности, обесценива ется каждодневный упорный труд миллио нов, которые изо дня в день преодолевают препятствия и противоречия, нередко требу ющие и большого муж ества и настоящего взлета человеческого духа. Можно сказать и определенней, точнее. Без такого каж доднев ного труда общества невозможен и труд во инский, его взлеты самоотвержения. На первый взгляд, в поведении колхоз ника Т анабая из повести Ч. Айтматова «Прощай, Гюльсары» все обыденно. Был Танабай кузнецом, табунщиком, чабаном. Порученное всегда старался сделать хорошо. Вот и все. М ежду тем, если приглядеться, вся жизнь Т а н а б а я— это подвиг во имя осуществления коммунистических идеалов. На известном этапе борьбы он потерпел ж е сточайшее поражение — его исключили из партии, и даж е его друг Чоро, партийный руководитель колхоза, не сразу понял его, не сразу разобрался в том, что вокруг него происходит, не сумел помочь Танабаю . П ри поминается эпизод, один из центральных в повести: Танабай пытается спасти гибнущую отару овец, гибнущую по вине тех, кто без думно, по шаблону решал хозяйственные проблемы и тем самым проблемы морально- этические. Танабай совершил трудовой и нравствен ный подвиг* Он был самоотвержен, как в бою, он на ходу засыпал от изнеможения, но не отступал. О тару оставить он не мог уж е в силу высоких идейных и моральны^ принципов. Тут каж дое слово у Ч. Айтмато ва в строку, скрыто дышит огнем и стра стью, приподнимает Т анабая, превращаем его в истинного героя времени, способного охватить явления жизни с примечательной для тех лет глубиной. И не Танабай что-то в жизни нашей не понимает, как подумал было Чоро, а его не понимают, как надле ж ал о бы понимать того Танабая, который «стоял поутру на пригорке перед выгоном на пастьбу и молча смотрел по сторонам, слов но оценивая позиции. Ветхой, некудышной была его оборона. Но он должен был стоять. Уходить ему было некуда». Вполне обоснованно Ч. Айтматов поль зуется здесь военной терминологией, -и, пе речитывая эту сцену, я невольно подумал о Подвиге советского народа в Отечествен ную войну, когда он, неимоверно напряга ясь, кормил всех, кто сам не мог произво дить хлеб, я вспомнил и его героический труд — а иным его и назвать нельзя — пос ле войны. Д а, да, мы с полным основанием можем и должны назвать жизнь советского крестьянина подлинно героической. О гром ная напряж енная работа по восстановлению разрушенного и обветшавшего во время войны хозяйства затруднялась необходи мостью преодолевать нарушения принципов демократии и волюнтаристские методы хо зяйствования. Исход непредвиденного стол кновения с носителями волевого способа ру ководства был всегда драматичен, а случа лось, как в жизни Т анабая или Ивана Аф- рикановича Дрынова из повести В. Белова «Привычное дело», и трагичен. Но эти люди, как правило, до конца «держ али оборону», совестью трудового человека не поступались и внутренне никогда не отступали от уж е за воеванных и выстраданных коллективных начал жизни. Важно сразу отметить, что и Ч. Айтма тов и В. Белов стремятся к проникновению в быт нашей деревни. Они говорят о слож ности жизни, о ее противоречиях. К ак бы ни были сложны деревенские взаимоотноше ния, какой бы горечью ни были они пропи таны, преобладает во всем поэзия сельского труда, поэзия человечности — любви к лю дям, к земле, к родному краю. Это люди то го поколения, которое уж е не мыслит себя вне коллектива, и если некоторые из них уходят из колхоза, то смотрят на это как на нечто временное, уходят с болью, с сом нениями и колебаниями, когда им каж ется: «Куда ни кинь — все клин». У В. Белова есть глава «Рогулькина жизнь». Это необходимый в повести рассказ о короткой коровьей жизни, рассказ о том, как все многочисленное семейство Ивана Африкановича любовно и бережно выпаива ло и выкармливало ведерницу Рогулю. И вот те чувства, которые испытывает жена Дрынова Катерина, трудно и счастливо ра ботая на ферме дояркой, те чувства, кото рые испытывает вся семья Дрыновых, вы ра щивая корову, и выраж аю т с необыкновен ной силой поэзию сельского труда. В. Белов ничего не подчеркивает, для него человек неотделим от природы, и его душ евная по требность слита с жизненной необходи мостью: Дрьгновы не могли жить без ко ровы. Не мог жить Иван Африканович без ко ровы. Твердой надежды на колхоз у него в те дни тож е не было. Катерина уж е из по следних сил надры валась на ферме, рыбный промысел неверен, а корову кормить нечем. Накосил Иван Африканович сека украдкой, ночью, после дневной работы на колхозном поле, но сено обнаружили и забрали: «Вы понимаете, товарищ Дрынов, что это проку рором пахнет? Где ваша колхозная совесть, товарищ Дрынов? Вы ж е депутат сельсове та.» А у Дрынова есть совесть, он и сам бы хотел работать честно, без утайки и посяга тельств на колхозное добро: «Иван Африка нович понуро, боком вылез из кабинета... Ему было до того неловко, до того совестно, уши долго еще горели, словно ошпаренные самоварным кипятком...» Но позарез необходимую корову кормить ему все-таки было нечем. В. Белов лиричен и мягок,, с неперенос мой болью следит он за судьбой семьи Дрынова, сдержанно пишет сцену гибе ли Катерины, рассказывает о безмерных страданиях Ивана Африкановича. Н адорва лась Катерина, не выдерж ало ее больное
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2