Сибирские огни, 1968, №4
нежданно-негаданно; видимо, мы в какой- то период нашей жизни получили таких ге роев независимо от нашего ж елания; види мо, надо не возмущ аться тем, что такие пассивные, «с терпением безнадежным» Д арьи появились в нашей литературе, а при н им ать'и х, как они есть, так как это тоже «сама жизнь...» К тому ж е — и этого нель зя не учитывать — они изображ ены как лю ди, несущие в себе многие лучшие черты русского советского человека: правдивость, подлинную а к т и в н у ю гуманность, когда делом отзываю тся на зов о помощи, беско рыстие, честность, готовность идти на ж ерт вы во имя сохранения тех моральных усто ев и требований, которые они считают для себя незыблемыми. В сущности, все эти «де ревенские» герои социально действенны и активны, так как честно трудились, не по к л ад ая рук, сообразуясь с совестью и убеж дениями советского человека, только вот пределы их активности, их инициативы и творчества были в свое время ограничены, и это повлияло на их характер, на их пове дение, на степень их активности. Но это уж е наш а общ ая беда, а не вина героев и их якобы злонамеренных или, в лучшем случае, однобоко мыслящих создателей. Смею полагать, что и сегодня надобно изучать конкретные судьбы конкретно суще ствующих Матрен и Л ебедух во всей их сложности, неодинаковости, противоречиво1- сти, обусловленных временем, а не зани маться догматическим постулированием об щих закономерностей, свойственных социа листическому обществу. Художник-реалист сообразуется не с тем, что ему бы хотелось видеть в обществе, а с тем, что в нем есть. V Мы создаем сегодня большую литературу социалистического реализма, которая вдох новлена высочайшими социальными целями и противостоит упадочному искусству З а п а д а преж де всего своей концепцией нового человека социалистического общества, кон цепцией героического характера. Но что т а кое героический характер? — не раз задавал я себе вопрос.— М ожно ли вот так сесть за стол и спокойно перечислить все его так н а зываемые «черты» и «свойства»? И как толь ко я об этом подумал, мне сразу стало не по себе. Героический характер-то — не аб стракция, это всегда реальная личность в живой плоти конкретных, нередко сложных и противоречивых обстоятельств, и его не выразиш ь в какой-то всеобщей формуле, годной на все времена! В документальной, истинно поэтической книге В. Субботина «Как кончаются войны» рассказано о героическом поведении совет ских люден, бравших фашистский Берлин. «Десять дней мы не спали. Д есять дней и ночей. Конечно, все мы валились с ног. Д е рж а лись уж е на одном только напряжении, да, пож алуй, еще на коньяке и спирте. Хорошо, что немцы оказались запасливыми. Д есять дней, не прекращ аясь ни днем, ни ночью, шли бои. Мы двигались к центру по загражденным улицам, пробивая стены, от здания к зданию — не через город, а сквозь него. Гимнастерки н р и пропахли дымом. Ватники насквозь пробиты пылыо. Все были грязны, измазаны мелом и осыпаны крас ной — кирпичной и белой — известковой пылью. Как каменщики, слезшие со стро пил...» Так рисуя воинский труд, так изображ ая нечеловеческое напряж ение советских сол дат, так вы раж ая свое восхищение их геро измом, В. Субботин возвращ ался затем к обыденным, часто очень скромным биогра фиям участников боев 1945 года, к живым и мертвым, и раскрывал тем самым природу их героического поведения. Она в раскрепо щенном духе советского человека, в его ми ровоззрении, в его гуманистических нравст венных устоях. В книге В. Бенташ ева «Старше смерти», тож е документальной, мы узнаем о героиче ском поведении советских летчиков, о к азав шихся в плену у фашистов. Летчики со зд а ли Боевое содружество военнопленных (БСВ ) и ни на минуту не прекращали борь бы. Она продолж алась не один год, ж есто кая, исключительно дерзкая, беспощ адная. Летчики, составлявшие ядро этой группы, были бесстрашны и беспощадны к себе. С особенным волнением читаются страницы о гибели последних тридцати трех смельча ков из БСВ. Эта глава названа «Тридцать три богатыря». К ним в застенок пробрался один това рищ из интернационального подполья, и вот что он услышал: «Н аш а песенка спета,— сказал кто-то из тридцати трех... В голосе его не было ни страха перед тем, что их ожидало, ни горе чи, ни сож аления,— зато спели мы свою пе сенку громко и дружно. Число фашистов по убавилось, а ведь это цель каж дого воина. Ну, а главное даж е не это: фашисты поня ли, что не даром у нас с детства не раз по вторяют, читая букварь: «Мы не рабы!» В трагической истории подвига пилотов выраж ено не только восхищение их героиз мом, но так же, как в повести В. Субботина, по-своему раскрыты его истоки в советском обществе. Н а войне героическое проявляется с бес спорной очевидностью и, конечно, имеет свои «отличительные» признаки и особенные «черты». Но ведь мировоззрение советского человека, его моральные принципы — это вся его жизнь, и героическое в ней прояв ляется в разных условиях по-разному. Круп ный- художник всегда тонко ощущает эту р азн и ц у'в любые этапы истории своего на рода. Исключительные деяния, пафос воспе вания подвигов на войне не мож ет отме нить то, что мы справедливо называем «ге роикой трудовых будней». Не случайно В. Субботин труд воина сравнил с трудом каменщика. Это закономерное для наших дней сравнение. То, что происходило у нас в стране, за последние пятьдесят лет, когда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2