Сибирские огни, 1968, №4
шие люди во все времена бесстрашны и за пугать их невозможно. Молчание ж е в т а ких случаях всегда «равновелико» равно душию, оно действительно безумно, бес смысленно, превращ ается в силу, способную уничтожить самые значительные завоевания человечества. Н а могиле П авла прозревает его друг, тож е опальный архитектор, Фома Зад о н ский. В самый разгар обсуждения «пута ного и пошлого» выступления В. Л . Орехо ва он публично и громко сказал о нем как о «замечательном советском архитекторе» и предупредил, говоря о судьбе П авла и, следовательно, о своей судьбе: «Вокруг не го было то самое безумное молчание смер ти, которое подстерегает каж дого из нас. Н е нужно поддаваться этому молчанию, нужно помогать друг другу, вселять в друг друга веру, вселять веру в добро, в добрую спасительную людскую совесть!..» А Е вдокия И вановна, не во всем пони мающ ая своего трудно идущего м уж а, то ж е взорвалась против наглых И зяславов Глебовичей, попытавшихся запугать и ее: — Собственно, почему мне не говорить громко?.. Пора, даЬно пора перестать мол чать о том, о чем кричать надо! Всеволод И ванов написал взволнованное произведение о событиях давно прошед ших, но моральные требования его к чело веку советского времени, но его мысли о характере советского искусства, его раз мышления о взаимоотношениях человека с обществом заслуж иваю т внимание и сегод ня, побуждаю т и дум ать, и жить, и действо вать в соответствии с высоким назначением человека социалистического общества. О «нежной вере в могущество человека» написал роман Вс. Иванов. ...Когда я предложил рецензию на этот незаурядный роман в одну областную га зету, мне веж ливо ответили: «Не дл я нас... Слишком специально...» Я послал ее в не областную: результат тот же. К ак это по нять? Не знаю. Но первое • ощущение т а кое: видимо мысли писателя о доверии и о «вере в могущество человека» кому-то по казались несвоевременными. IV Высоко оценивая повесть Ю. Галкина «Пиво на дорогу», Г. Бровм ан в своем вы ступлении «за круглым столом» «Вопросов литературы» сказал: «Не знаю, имел ли в виду полемику с автором «Матренина двора» Ю. Галкин или просто писал жизнь, освещ ая ее своим взглядом. Это не суть важно! С ам а жизнь в ее правде и непосредственности оспари вает характер Матрены, ибо без надежды, без деятельных сил души, направленных на общее и личное благо, жить попросту не возможно. Я не решаюсь оспаривать это заключение известного критика. Все беру на веру: да, М атрена «пассивна», ей свойственно «без ропотное приятие судьбы»; да, Л ебедуха Ю. Галкина, напротив, «активная деятель ная натура», она «не безропотна», «не ли шена веры в жизнь» и т. д. Но вот что странно: почему у читателя повести Ю. Г ал кина, по словам Г. Бровм ана «невольно вставал облик Матрены?» Г. Бровман так отвечает на этот вопрос. «Никто не отрицал объемности и пластич ности этой фигуры» (т. е. М атрены ). Это — первое. Второе, в рассказе «жизнь деревни и ее экономические трудности в начале 50-х годов схвачены, конечно, верно». Но есть еще третье: «сама жизнь» «оспаривает...» Иначе сказать, появление героев пассив ных «психологически мало оправдано в наше время». Тут снова нельзя не согла ситься с Г. Бровманом. Р азве кто-нибудь сомневается в наличии активных сил в н а шем обществе? Р азве в наше время оправ дано появление людей пассивных? Мы ж е все отлично знаем, какова закономерность развития социалистического общества. Суть дела, видимо, не в этом, а в том, что Г. Бровман и своим признанием — жизнь писателем схвачена верно,— и своим про тивопоставлением героев пассивных и ак тивных ни на йоту не отрицает реальности существования тех и других в нашей ж и з ни. Они были, и в этом, как говорится, гвоздь вопроса. Перспективны ли характе ры пассивных? Основательны ли их мораль ные устои? Это же, в сущности, бесспорные вопросы. Кто ж е'б у д ет колебаться в выбо ре, что лучше: социальная пассивность или социальная активность? Не лучше ли по внимательней присмотреться к их характе рам, понять их, выяснить истоки их свой ств и особенностей. Ю. Галкин поэтичен в раскрытии харак тера Лебедухи. Наши симпатии к ней пи таю тся не тем, что она в чем-то исключи тельна, а тем, что в ней все обыденно, по нятно, человечно. Случилось, пострадала она от нечистоплотного, охального челове ка и вынуждена была уехать в город. Но и в городе она не нашла своей доли, не увидела лучшего, и в сущности снова была обманута. Взвыть бы от горя, от неустроен ности, от людской жестокости, а она едет домой, в деревню со светлой душой. «Стоял весенний крепкий утренник. Низко над снегами висело мглистое багровое солнце. Похрустывал под ногами снег. П ереклады вая из рук в руки черный фанерный чемодан, Граня улыбалась чему-то. Мож ет быть, Граня улыбалась знакомым местам, мож ет быть, чистому снегу». И ничего не сказал Ю. Галкин, а мы по няли, что она улыбалась своей любви к родному крову, к родной земле, к ее хоро шим открытым людям, к радостному а за р ту новой коллективной работы в поле, к самому полю,— и все казалось «таким д о рогим, без чего ж ить нельзя дальше». У Ю. Галкина довольно точно определе ны истоки душевного здоровья Л ебедухи. Это — семья людей честных и отзывчивых, это — родная земля, краше которой ничего
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2