Сибирские огни, 1968, №3
грбмко. Поэт, соприкасаясь сердцем с оче редным фактом сокрушения «твердынь» природы, повторяю, не находит никакого оправдания этой жестокости в разрушении целительной тишины. В эмоционально-тор жественном, почти одическом стихотворении «Пророчество» Вас. Федоров провидит го рестный итог бессмысленного расточитель ства, если его вовремя не остановить: Земли Н е вечна благодать. Когда далекого потомка Ты пустишь по миру С котомкой, Ей будет Нечего подать. />, Поэт, не отвергая саму идею самопо- ''-/ж ертвования, приближения будущего всеми силами личности и народа, протестует про тив превращения в закономерность, в при вычку нравов, при которых именно гибелью красоты, жертвами достигается важная цель. И тем более она не может быть к аж дый раз «палочкой-выручалочкой» безответ ственного, неразумного хозяйственника. Эн тузиазм, красота — не могут быть всегдаш ней разменной монетой при просчетах и даж е авантюрах. К трагедии не привыкают, это горючее средство истории. Красота времен грядущих должна выращиваться из ростков современной красоты, она возни кает вследствие гармоничного расцвета жизни, ускоряемого в кульминационные мо менты подвигами и победами. И, восхища ясь подвигом Наташи Граевой, поэт сей час вовсе не хочет, чтобы такие подвиги- жертвы обесценились... Вас. Федоров хочет внести в мир свою I гармонию, хочет сохранить в числе вечных г спутников человечества и природу с ко- ' ноплянками и родниками, и мудрую мысль Леонардо да Винчи, и мадонну Рафаэля, и сердечность старой русской сельчанки, с вы соты страданья своего жалеющей, как род ного сына, юного датского принца, страдаю щего на киноэкране («Гамлет в совхозе»). Поразительны страстность обращений поэ та к сердцу и разуму человечества, протест против превращения красоты в подсадную утку барышников («Заграничное»), против нечисти отжитых веков, ползущей вслед за свободным и смелым человеком («Третьи петухи»). Весь сборник проникнут верой, что все диссонансы времени сменяются гармониче ским единством и цельностью подлинного счастья, что накопление и развитие красо ты и человечности будет обеспечено всем достоянием народным. Люди не могут оглохнуть к пению коноплянок, и после од нобокого временного опьянения благами машинной, «небоскребной» цивилизации, гу лом антилиричных эстрадных подделок под музыку они будут искать этой самой цели тельной тишины, искать мира ясности и глубины. Это будет не возвращением вспять, к идиллии пастушеских времен. Это будет открытием, равным находке Колум ба. Хотя земля и ее красота все время р я дом с человеком, миг этого открытия будет счастливейшим в судьбе человечества: это будет новый рывок к свету... Вас. Федоров и раньше угадывал нелег кую ношу поэта: «...все несовершенство ми ра лежит на совести его». В «Третьих пе тухах» он показывает непрерывный личный поединок лирического героя с этим несо вершенством, борьбу за радость и веру в жизнь. Трагизм борьбы и рождает поток вопросов, догадок, прозрений, окрашиваю щих в особый тон книгу. Д а, жизнь пре красна, неодолима, она перешагнет и через меня,— так мыслит лирический герой. Но легче ли от этого человеку, обостренно чув ствующему весь путь Земли, пролегающий через распри доброго и злого? К сожале нию, равновесие духа, отказ от компромис сов с подлостью дается каждый раз ценой Нравственного подвига. Жизнь — Все перешагнет. Не медля в ш аге: Мерзость, Подлость, Смуты. М ятежи, Н аш е горе, слезы, Наши страхи. Наши боли С ердца и души. У нее Свои на счастье виды. Через кровь пройдет Д о лучших дней... Пусть! Но как же Все мои обиды Примирить мне С совестью моей? Сложность поединка за красоту буду щего и настоящего, мучительность угады вания перспектив грядущего, трудность фор мирования нравственного идеала вытекают у Вас. Федорова из того немаловажного обстоятельства, что он не идет по легкому пути «деревенских» поэтов. Он не идеали зирует саму по себе деревню, как некое обетованное пристанище нетленной красоты, здоровья, неизреченной истины, неподвласт ной влиянию всего «городского». Поэт по стоянно стремится взойти на ту философ скую и нравственную высоту, с которой ви ден не домашний, «внутридеревенский» или «внутригородской», оазис благополучия, а весь страдный путь человечества, видно его будущее, возникающее в борьбе различных сил. Если младший собрат Вас. Федорова вологодец Н. Рубцов осознает, что. Ах город село таранит! Ах, что-то пойдет на слом! Меня все терзаю т грани М ежду городом и селом,— то для автора «Третьих петухов» существу ют другие грани, его перемалывают жерно ва вселенской мельницы. В стихотворении «За что я мучусь, непонятно...» поэт осозна ет воздействие на себя множества сил — и простодушия среднерусской природы, воз рождающей в нем дар удивления и детской непосредственности, и потока безбрежной информации, грозящей сделать его безду ховной игрушкой, и каких-то неясных для него звездных катастроф.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2