Сибирские огни, 1968, №3
читательской среде, давно и прочно полюбившей высокоталантливую и мудрую , верную нашей жизни и народу, правде и красоте, выражающую глубину дум и богатство чувств нашего современника поэзию В асилия Федорова. «Муки творчества, муки поиска самой строки ничтожны в сравнении с муками поиска смысла жизни, с поисками прекрасного в ней» —- писал Вас. Федоров в одной из своих статей. Пожелаем ему многих лет, творческих поисков и поэтических откровений на этом высоком и вдохновенном пути! Ж ажда цели тельной тишины В последние годы Вас. Федоров чаще всего представал перед читателями со сборниками, напоминающими избранное. Новые мелодии, новые тенденции как бы за слонялись прежними достижениями, кано ническими чертами. Некий общий «инте грал» поэзии Вас. Федорова подавлял в восприятии читателя своеобразие послед них поэтических шагов автора «Проданной Венеры». Время выслушивает поэта чаще всего единожды и запоминает его, как пра вило, раз и навсегда, деспотично игнорируя последующие изменения. И только великаны поэтической мысли подолгу удерживаются, неуклонно меняясь, развиваясь в центре внимания эпохи, заставляя читателя к аж дый раз, от книги к книге, изменять окон чательный приговор о поэте, передоверять этот приговор последующим временам и по колениям. Н овая книга поэта «Третьи петухи» — это мужественная, мучительная и успешная во многом попытка «самопреодоления», нова торства на основе расширения круга былых идей, выхода из него. Само тяготение к миниатюре, к обрывистому течению мысли, к мозаике вместо документальности и сю жетной цельности, постоянная незакончен ность и «незакругленность» схваток, внут ренних драм , неуверенность догадок, проро честв, как правило, не выливающихся в синтетические формулы,— все говорит о сдвиге, утрате недавнего постоянства, о ез де «в незнаемое». И всюду — вопросы, тре воги, ожидания! Они звучат постоянно: «Как же перед нечистью не сдаться, не чер тя спасительных кругов, как же мне, не уступив, дож даться предрассветных треть их петухов?» («Третьи петухи»); «Меня охватывает дрож ь, когда смотрю в провал заклятый. О человечество, куда ты, куда ты, милое, идешь?» («Пророчество»); «За что я мучусь, непонятно, с печатью Каина на лбу.? Какие солнечные пятна влияют на мою судьбу?» ^<3а что я мучусь...») и т. д. И ответа, тем более легкого, афористично го, после постановки этих вопросов лириче ский герой часто не знает... И не стыдится признаться в этом... _ Трагична была судьба Н аташи Граевои в «Проданной Венере», это был тож е сплош ной мучительный вопрос. И поэт, проведя аналогию меж ду судьбой тициановской &е- неры и судьбой юной сельчанки, высказал его: «Вы перед мертвой оправдались, по пробуйте перед живой!» Но поэт, задавая этот вопрос, знал и ответ, «за красоту вре мен грядущих мы заплатили красотой». Он знал, что вся судьба Наташи, при всех ли шениях,— это подвиг. «А подвиг стоит кра соты»... В «Третьих петухах» этот поток траги ческих впечатлений, зарисовок все чаше не разрешается облегчающим и утешающим очищением, катарсисом. Лирический герой видит нередко бессмысленно жестокие «по корения», разорения лесов, рек, природы, слышит, как глухо плачет пустая омулевая бочка, как «поэзии мамонт горбатый пос леднюю песню грубит»... Видит и не может (по крайней мере сейчас!) отыскать рядом с этими фактами идею прогресса, необходи мости подобных утрат... А бездумно объ явить все это благом, умилиться, как сплошным победоносным шествием, поэт не может, ощущая строгий взгляд потомков, ощущая немолчный суд совести. И с какой гражданской честностью и болью, даж е сарказмом, о.н говорит: А нынче Гул во всю страну. И скоро, подобрев к остаточкам. Ц елительную тишину Мы будем получать По карточкам. Сам протест против этого расточитель ства, бездушной «щедрости» в трате красо ты природы говорит об углублении гуманиз ма поэта. Когда для изготовления спички бездумно и нелепо тратят целое дерево, трудно говорить о красоте времен гряду щих... Человечество живет ради счастья, сози дания, торжества красоты. И Вас. Федоров всегда с большой нравственной строгостью относился к каждому покушению на красо ту к каждому акту принесения в жертву судьбы человеческой, к вынужденному аске тизму и страданию... И прежде он писал, что «красивые» из будущих времен явятся как «оправдание всех бед моих, всех мук моих». В каждой жертве надо оправдаться. Иначе сама гибель красоты не будет иметь величия подвига. В новом сборнике эти мотивы взыска тельности, предупреждения звучат особенно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2