Сибирские огни, 1968, №3
Работа завершена. И вместе с оконча нием ее появляется у автора чувство разо чарованности. «Кончая работу,— отвечает он на вопрос анкеты,— прочитываю всю ее с трудом, и, почти всегда, с тяжелым сознанием неуда чи». Почему так? Горький еще раньше отве тил писателю Дмитрию Семеновскому: до ля неудовлетворенности результатами тру да всегда присуща искреннему художнику. Эта неудовлетворенность — залог непре рывности его роста. Не доверяя себе, Горький проверял ре зультаты своего труда на людях. И читал не всем подряд — кто под руку подвернет ся. Он не любил дифирамбов, восхвалений, а предпочитал критику, резкую, но деловую. В юности он читал написанное простым людям, особенно прототипам своих произве дений. Так, закончив расоказ «Финоген Ильич», прежде чем отдать его в печать, прочитал знакомому Григорию Шишлину. «Когда я прочитал ему мой рассказ,— вспоминал Алексей Максимович,— он ска зал: — Иш-ты... не дурак, мужик-то. Такие есть, точно... есть такие! Это, матушка моя, для меня золотые слова и хоть бы критика на кол меня поса дила — плевать! Настоящий-то читатель — Гришка». Для этого «настоящего читателя» и пи сал он. И когда ходил анекдот за анекдо том о «мнимом Горьком», о «беглом сту денте», за которого его выдавали, появляв шиеся на страницах журналов рассказы и повести «этого Горького» завоевывали мир- А с приходом Октября половодье «настоя щих читателей» приняло его как основопо ложника новой, своей литературы. Глаза! писателя сделались всевидящим оком; по ходка — поступью. А книги гения возвы сились над временем, переходили из года в год, из рук в руки — как великое наслед ство поколений.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2