Сибирские огни, 1968, №3
— Искусство сопутствует человечеству с времен более давних, чем даже одежда! — провозглашал грандиозным своим басом Шаляпин от куда-нибудь с высот Сандуновской парилки. — Возможно, однако это требует доказательств...— тоже басом, лишь поглуше, поскромнее откликался Алексей Максимович. — Интуиция мне сие подсказывает, Алеша,— уверенно настаивал Федор.— Считаю, что иначе не могло быть... Допустим, парилок таких роскошных в ту пору не было, но потребность запеть, безусловно, бы л а — в блаженный час омовения! И в подтверждение мысли своей он тут же запускал очередную им провизацию, до которых был и мастер, и любитель: О камни ж арки е вода ковшей дробится, и пар встает горячей пеленой, ■ и мысли застилаю тся туманом, и все плохое — каж ется обманом!.. Смолкало все — и дребезжание шаек, и свист березовых веников, и плеск, грохот воды, обрушивающейся на раскаленные камни рождаю щей пар «каменки». Все парящиеся сразу же догадывались, чей это голос! — В балагурстве твоем присутствует мысль важная и ценная,— по ощрительно комментировал по выходе из клубов пара Алексей Макси мович.— И плохое может казаться обманным, да и не только казаться, а и доподлинно оказаться таковым... И наоборот — восхитительные обманы искусства обладают невероятной убедительностью, мощью некоего мас сового гипноза, превращающего фантазию в реальность. Искусство сти рает границы между нереальным и реальным, заставляет вспоминать о гениальной идее Гегеля — «Вселенная есть мысль!» Кстати, Толстой тоже склонялся к этой увлекательной идее... Вспоминал Алексей Максимович друга Федора и в роли русского народного героя — Ивана Сусанина, и гордого отверженца небес — Демона, и умного саркастичного Мефистофеля. Видел его и пылким фанатиком Досифеем в «Хованщине», и Воро- ном-Мельником в «Русалке», и разухабистым Еремкой — во «Вражьей силе». Но сколько раз за бокалом вина признавался Федор ему же, другу Алексею, в особенной, нетрафаретной, необычной зависти: — Все, что я делаю, чего ищу, чего добиваюсь ценой немалых тру дов, все это, Алеша, эфемерно, призрачно, как туман. Будут вспоминать только любители да разве что коллекционеры граммофонных пласти но к— был, дескать, такой, да! Гремел даже, судя.по старым газетам, щекотал нервы человечеству своим пением, а что от него осталось? Запись шаляпинского голоса, выступлений его оперных и концерт ных, в самом деле, велась тогда еще совершенно нерегулярно, кустарно, по-случайному... Боязнь, что смерть унесет, сотрет и память о нем, была естественна. Не мог предвидеть он, что и сто лет спустя будет слышен миру! — У тебя же, Алексей, дело совсем по-другому обстоит! Ты бро саешь в мир, обрушиваешь на головы людей глыбы слов и мыслей тво их, души твоей. Пускай втиснутой в книжные строки, но все же живу щей, трепещущей! И если уж не вечной, как у Гомера или Данта, то во всяком случае — несоизмеримо более долговечной, чем мой мотылько вый удел! Не сочти злом, что завидую я тебе, друже, но от зависти этой хочется, иной раз, что-то совершенно невероятное выкинуть — на Ивана Великого, хоть, что ли, забраться да оттуда пропеть, например, арию Демона...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2