Сибирские огни, 1968, №3
мужика с деревянной ногой из первой кни ги «Жизни Клима Самгина», ловко д у р а чащего господ интеллигентов мнимой ожотой на несуществующего сома! \ Материалы архива, относящиеся к 20-м и 30-м годам, создают картину изумляющей своей невероятной интенсивностью р а боты по строительству советской литерату ры. К ажется, что самые микроскопические явления не ускользают из поля его зрения, что нет такой географической точки, лите ратурная жизнь которой осталась бы не замеченной (в частности, и литературная жизнь Сибири). Раскрывается энергичная деятельность Горького по консолидации сил советских писателей против групповщи ны и дискриминации. В его перечислениях имен никогда не было ничего похожего на пресловутую «обойму». Он выделял наи более ценное, по его мнению, не считаясь с тем, стоит ли этот писатель вне групп, принадлежит лц это имя РАПП у или «Пе ревалу», публикуется ли автор в центре или на периферии. Он был принципиальным противником литературной груплировщи- ны: «Кружковщину, дробление на группы, взаимную грызню, колебания и шатания считаю бедствием на фронте литературы» (X, кн. 1, стр. 2il6). Горький ценил каждого талантливого работника советской литера туры и защищ ал его от ударов и травли. Так, он считает печальным «уход» из «Красной нови» ее первого редактора А. Воронсхого, зам ечая при этом: «Н едоб рое, неумное дело это — швыряние людей туда-сюда. К аждый из нас — маленький строитель Вавилонской башни и, право, очень ж аль, что боги ведут себя глупо» (XI, 111). Это ни в коем случае не означало ни велирования. Столкновение взглядов, пусть самых разноречивых и противоположных, он считал обязательным не только при опен ке литературных явлений современности. И в историко-литературных сборниках он полагал необходимым отразить «картину мнений». В Й927 году Горький предлагает издать книгу статей о своем творчестве, в коей отразилась бы «суматоха эпохи» со всеми ее разноречиями: «А вот что было бы, пожалуй, интересно и нужно читателю, это — сборник статей о Горьком: маркси с т о в— Плеханова, В. В. Воровского и др., народников — Редько, Михайловского и т. д., «модернистов» литературы , например, Инно кентия Анненского — о «На дне» из «Кни ги отражений», Д . Мережковского — «Не святая Русь» — о «Детстве», Философова — «Конец Горького»; я бы даж е рекомендо вал злые выходки Гиппиус и, пожалуй, гру бости Арцыбашева, Куприна» (XI, 158). Кстати, у нас до сих пор нет книги, в ко торой были бы собраны лучшие статьи о Горьком критиков разных направлений, хотя многие из них имеют интерес не толь ко историко-литературный. Не соглашаясь с методологическими позициями некоторых своих критиков-немарксистов, Горький, од нако, высоко ценил их за интересные н а блюдения и мысли. В 1912 году он писал: «В «Вестнике воспитания» Овсянико-Кули- ковский печатает очень интересные статьи обо мне,— первый раз читаю критику о себе с'ч у в ством нравственного удовлетво рения, хоть и не согласен с автором» (IX, 132). Мы знаем о многих культурно-просвети тельских начинаниях Горького, но и здесь немало остается еще в тени, и это не позволяет видеть культурную работу Горь кого во всем ее объеме. Письма к Грузде ву рассказывают, например, о попытке организовать работу над научной биогра фией Пушкина, о готовности субсидировать это предприятие, о заинтересованности в создании книги о Герцене, озабоченности судьбами Палеха и т. д. Од был энтузиа стом коллективных форм работы писате лей — содружества «в области, которая считалась наиболее резко обособленной, строго индивидуализированной» (т. X, кн. 1, 348). Его сравнение: «Нам следует р а ботать, как работали безымянные камен щики средневековья...» — может показаться спорным, но оно никак не компрометирует самой идеи возможности и эффективности коллективных начал и в области литера туры. Переписка Горького с А. С. Щ ербако в ым— поучительная страница сотрудниче ства большого писателя, вставшего во главе советского литературного движения, и коммуниста, избранного в качестве пар тийного руководителя в области литерату ры. Горький приветствует «прикрепление» к литературной организации этого «крепко го, толкового, заботливого» партийного ра ботника. «Вы понимаете, как необходим т а кой руководитель, партиец-большевик»,— пишет он ему. В X томе «Архива» опублико вано одно из понравившихся Алексею М ак симовичу писем А. С. Щербакова. По по воду рукописи романа Авдеенко «Судьба» он писал Горькому: «Роман я прочел. Но т. к. такого рода деликатных советов в своей работе мне давать не приходилось, рискуя наговорить таких слов, каких го ворить нельзя и вредно и которые могут только дезориентировать автора,— я не ре шился послать письмо т. Авдеенко без того, чтобы не посоветоваться с Вами» (X, кн. 1, 361). Очевидно, Горькому импонировала тактичность партийного работника, его по нимание специфики литературы, отсутствие безапелляционности. «Архив» не обходит молчанием самую тончайшую сторону горьковской перепис ки письма, где развертывается история личных взаимоотношений писателя. Ее эти- чески-воспитательная сторона важн а не в меньшей мере, чем другие. Пожалуй, самое трогательное в письмах Горького периода семейного кризиса — это не только то чувство достоинства, с кото рым он проходит через тяжелые н рав ственные испытания, но и та человечность в решении запутанных проблем, та, порой, трогательная беспомощность большого че
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2