Сибирские огни, 1968, №3
капиталистических противоречий, требую щих социалистической революции. «Приез жайте сюда. Здесь необходимость социализ ма выяснена с роковой наглядностью»,— пишет он Пятницкому из Америки (IV, 202). И в то же время Горький понимает, что американское общество меньше всего подготовлено к революции, что в этом смысле его отсталая и замордованная ро дина намного ближе к -социализму, чем США. «Знаете, что я Вам скажу? — пишет он Ладыжникову.— Мы далеко впереди этой свободной Америки, -при в-сех наших несчастьях! Это особенно ясно видно, ког да сравниваешь здешнего фермера или ра бочего с нашими мужиками и рабочими» (V II, 144). Американские дни жизни Горького, как они просвечиваются письмами, могли бы послужить сюжетом для драмы или кино фильма о большом и сильном русском че ловеке, писателе и общественном деятеле на одной из острейших кульминаций его жизненного пути. Скандальная свистопляс ка газет вокруг него и М. Ф. Андреевой, подогреваемая агентами царского прави тельства и эсерами, тяжкое известие о смерти дочери Кати, сложные отношения с Е. П. Пешковой («...перестал понимать твое отношение ко мне...» — пишет он ей в ав густе 1906 года), громадная .пропагандист ская р а б о т а— выступления на митингах и собраниях и непрерывный, напряженнейший литературный труд (за это время написа ны повесть «Мать», пьеса «Враги», очерки и памфлеты об Америке) — все это не сло мило Горького. Во всей сложности раскрывают Горь кого письма периода революции 1017 года. Он понимает, что февральская революция не имеет того исторического смысла, кото рый придавала ей буржуазная пресса.. 1 марта он пишет: «Происходят события внешне грандиозные, порою даж е трога тельные, н о— смысл их не так глубок и величественен, как это кажется всем» (IX, 194). И в то ж е время недоверие к массам, к солдатам: «...только фантазеры могут ожидать, что армня встанет рядом с Со ветом рабочих депутатов» (IV, 194). Опасения такого рода встречаются в письмах этого времени довольно часто: «Я очень боюсь солдат местного гарнизона и еше больше — мужика. Если он не вос становит монархию, то создаст анархию. Особенно много обещает в этом смысле .столыпинский мужичок, хуторянин» (IX, Уже в марте 1917 года Горького осо бенно пугают эксцессы, которыми сопровож дается революция: «Начались грабежи. Что будет?» — пишет он 1 марта. Его муча ют предчувствия: «...будет пролито много крови, небывало много» (IX, 194), «а гр аж данская война почти неизбежна...» (IX 203). И все же мы постоянно чувствуем, что это мечется и ошибается человек, которо му бесконечно дороги судьбы России, н а рода, русской революции и ненавистно всё, что противостоит революции. Накануне Октябрьской революции Горь кий с иронией пишет о буржуазной печати, спекулирующей на его политических р аз ногласиях с большевиками: «Читай «Речь», там ежедневно и превосходно пишут обо м.не. Скоро они меня в гроб вгонят. И на пишут статью «Жертва большевизма» (IX, 204). В самые тяжелые дни восемнадцатого года, видя страну, истерзанную годами войны, голодом, разрухой, видя, что «с Русью плохо», писатель все же убежден, что духовные и физические силы народа выдержат: «А в то, что Русь не погибнет, все-таки не погибнет — в ерю !»— писал он в апреле 1918 года (IX, 206). Расходясь ■во многом, он в то ж е -время сотрудничает с Лениным, -презирает саботажников. Горь кий очень любил, к примеру, доктора И. И. Манухина, много сделавшего для улучшения его здоровья. А в 1918 году по думывал даж е об отказе от него, т. к. врач занял позицию «принципиального сабо тажника» (IX, 206). Еще окончательно не преодолев свои сомнения, писатель, однако, с отвращением говорит о попытках бур жуазной и белоэмигрантской печати очер нить ту ча-сть старой интеллигенции, кото рая искренне стремилась быть полезной своему народу. Об академике С. Ф. Оль денбурге он пишет из-за границы: «Его здесь изображают как «услужающего» большевикам. Это — его! Человека почти святого. О, скоты!..» (IX, 233). Новое отношение к революции можно уловить не только в -прямых высказыва ния*, но и косвенно, например, в той иро нии, с которой он говорит о явлениях зарубежной жизни. Осенью 1923 года он пи шет, что «немцы тщатся сделать револю цию, сохраняя полный порядок» (IX, 228). Если вспомнить горьковские осуждающие высказывания семнадцатого — восемнадца того годов об эксцессах, сопровождавших русскую революцию, смысл иронии писате ля в адрес немцев станет ясным: он убе дился на опыте Германии, сколь неесте ственно для революции сохранение «полно го порядка». Архивные материалы обогащают наше представление о сложных взаимоотноше ниях Горького с деревней. Не так легко и просто расставался писатель со скептиче ским взглядом на крестьянство, определив шим его -позицию в дни Октября. И еще в 1928 году он пишет С. Б. Урицкому: «Гос подин крестьянин — человечище хитрое, че ловечище недоверчивое, и юно чрезвычайно любит видеть чужеродных ему существ «в дураках», и само, своею силой с удоволь ствием ставит «,в дураки» разных мудрых людей, кои желают устроить для него житьишко получше» (т. X, кн. 2, стр. 155). Это писалось накануне тех событий в со ветской деревне, которые Горький позднее назвал «геологическими сдвигами». И как освещают эти слова загадочную фигуру
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2