Сибирские огни, 1968, №3
мира, куда запрещен вход посторонним. Порог его дома — не рубеж, за которым начинается микромир частного, а мостик, соединяющий с макромиром родины, рево люции, человечества. Эпистолярное наследство Горького, мо жет быть, отчетливее других жанров его творчества очерчивает своеобразие нового типа художника, возникшего в эпоху соци алистической революции. И хотя он, разу меется, понимал возможность посмертной публикации своей переписки (особенно в последние годы), не это обстоятельство оп ределяло ее содержание и форму. Об этом он, казалось, начисто забывал в своем эпи- столярнйм общении. * * * Еще И. Б абель'зам етил, что есть лите раторы с гладкой судьбой и есть литерато ры с трудной судьбой. Действительно, есть писатели, весь пафос которых сосредоточен (В их книгах. «У меня нет никакой биогра фии, я человек-перо и существую ради него, из-за него, посредством него»,— признавал ся Флобер. «Я живу совершенно как устри ца: прилепился к своему роману, как к скале, и больше ничего не знаю»,— заметил он в другом месте. Известно, как высоко це нил Горький Флобера, как восторгался его «Простым сердцем», но свою жизнь он строил совсем по-другому. Он не мы_лил се бя «вне драки» и не' только не уклонялся от борьбы, а постоянно, подобно своему Соколу, искал схватки. Бернард Шоу утверждал, что с ним в жизни «никогда ничего не случалось», «не происходило никаких событий». С Горьким же — всегда — «случалось», и жизнь его полна событий, «прямого действия». Он стрелял в себя, и на него покушались, его не раз били, и он не оставался в долгу, его сажали в тюрьму, ему грозили Си бирью. Он много ходил и ездил, высту пал, знал самых больших людей своего ве ка и со многими из них был близок и дру жен. У него была редкая по интенсивности «физическая биография». У нас до сих пор нет большой биогра фии Горького. Покойный Илья Груздев — с благословения самого Алексея Максимо вича — еще до войны предпринял много томную книгу, назвав ее «Горький и его время». Это был научный подвиг. Но би ограф столкнулся с непреодолимыми для тех лет препятствиями. Вышел первый том, доведенный до 1892 года, до момента на чала литературной деятельности писателя. Фрагменты второй книги, уже после войны опубликованные в «Звезде», были встрече ны весьма нелюбезно, и на этом издание закончилось. Фундаментальная четырехтомная «Лето пись жизни и творчества А., М. Горького» — при всей своей значительности — адресована к специалистам и может служить только подспорьем биографу. А интерес к жизни Горького необычай но велик, «широкому читателю» хочется знать все о писателе, занявшем столь вы дающееся положение в духовной жизни века. И тут неоценимую роль может сыграть многочисленное эпистолярное наследие, со бранное в различных изданиях, но — осо бенно обстоятельно — в томах «Архива A. М. Горького». Из одиннадцати выпусков этого издания шесть содержат ранее не публиковавшуюся переписку1. Книги эти выходят ничтожно' малыми и, чем дальше, тем меньшими тиражами2. ■Между тем, духовные сокровища, таящие ся в горьковских эпистолярных хранили щах, стоят того, чтобы ими владели не только избранные. Они нужны всем. С убе дительностью первоисточника они создают реальный портрет, в котором — такова осо бенность эпистолярного жанра — не может быть произвольных украшений и выдумок, а личность человека и художника выступает без «хрестоматийного глянца». А в подоб ном освещении Горький нуждается, может быть, больше любого другого писателя. Еще при жизни он вынужден был проте стовать против чрезмерно частого произне сения его имени «с добавлением измери тельных эпитетов: великий, высокий, длинный и т. д.», против попыток канони зации его имени. В 1926 году он писал И. А. Груздеву по поводу издания книги для детей «Жизнь и приключения М. Горь кого»: «Конечно, дети заслуживают всяче ского внимания и всякого уважения, но ведь книжка эта нечто похожее на канони зацию героя ее при жизни. Случая такой канонизации— не помню,— монумент Ибсе ну при жизни его это — иное дело. Во свя ты е— не пригоден, к тому же одержим стремлением ко всяческим грехам и склонен ко многим ересям супротив главенствующей церкви».3 А ведь после смерти Горького канонизаторские рвения усилились и нанес ли большой вред пониманию писателя. B. Каверин приводит слова редактора ле нинградского телевидения, говорившего о Горьком с десятиклассниками: «Вы не пред ставляете себе, в какой броне рисуется он перед ними... Это уже не просто памятник, а памятник, обнесенный высокой чугунной решеткой».4 s 1 Том IV составляю т письма ч издателю К. П. Пятницкому; письма к И. П. Ладыж никову и другим писателям составляю т VTI том; письма к Е. П. Пешковой заняли два тома — V и IX; том V III — двусторонняя переписка с зарубеж ны ми ли тераторами; X том — такж е двустороп 1 *я пере писка с советскими писателями (он разбит на две* книги); XI том — переписка г И. Груздевым, 2 Первый том (1939 г.) был изнан тираж ом з 20 тысяч экземпляров, таким же ткйчжом выпу щен второй том (1941 г.). Тираж последних то мов — десятого (1965 г.) и одиннадцатого ( I366 г.) составляет соответственно 2000 и 2600. Чуть ли не в десять раз меньше! 3 Архив А. М. Горького, т. XI, М., «Наука», 1966. стр. 49. В дальнейшем ссылки на издания «Архива» будут даны сокращенно в тексте — том и страница. 4 В. К а в е р и н . Несколько лет, «Новый мир»» 1966. N° П. стр. 152.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2