Сибирские огни, 1968, №3
Еф. БЕЛЕНЬКИЙ » С траницы большой жизни (по книгам ,,Архива А. М. Горького1) Если бы меня попросили рекомендовать наиболее захватывающую , остросюжетную книгу, из вышедших за последние годы, я назвал бы скромный томик в стального цве та обложке со строгим названием: «Архив А. М. Горького, т. IX, письма к Е. П. Пеш ковой. '1906— 1932». В 416 .письмах перед читателем проходит жизнь писателя на про тяжении четверти века, составляющей не бывало бурную, конфликтную эпоху в исто рии страны и в биографии художника. Говорят, что мемуары влекут к себе сей час читателя чуть ли не больше художест венной литературы. Импонирует возмож ность побыть «с глазу на глаз» с историей. Но в еще большей мере этой потребности побывать с прошлым наедине, без посредни ков, служ ат письма замечательных людей — подлинные документы, не рассчитанные на посторонний глаз и потому обладающие особой прелестью непредвзятого свидетель ского показания. А когда письма принад леж ат не только большому человеку, но и большому художнику, их ценность неиз меримо возрастает, они приобретают еще силу художественного шедевра, пленяя эс тетически, как произведения искусства. Человек и художник своей эпохи, Горь кий видел далеко, и многое в его письмах волнует нас так, как будто речь идет о н а шем времени. В письмах Горького читатель космической эры узнает своего современ ника. Великий писатель-человековед посто янно подчеркивал, что дело художника — жизнь людей, земные дела человеческие. «Космос мало интересует меня...— писал он.— Займемся своими, земными делами, не менее прекрасными». Но прочитав книгу К. Э. Циолковского «Причина космоса», Алексей Максимович пророчески заявляет: «И, возможно, что К алуга будет Афинами нашего мира». У Горького много автобиографических произведений. От раннего наброска «Изло жение фактов и дум, от взаимодействия ко торых отсохли лучшие куски моего сердца» до автобиографической трилогии он, к аза лось бы, qce говорил о своей жизни. И тем не менее, его справедливо относили к тому типу писателя, который «.неохотно говорит о себе», биографы Горького страдали от постоянного сопротивления .писателя их стремлению получить от «его те или иные справки, и редки были «счастливые минуты», когда он откликался на их просьбы. Очень многое в жизни писателя, пред ставляющее большой общественный и исто рико-литературный интерес, до сих пор ос тается за скобками биографических трудов о Горьком. Книги «Архива», большей частью состо ящие из эпистолярных циклов,1 замечатель ны тем, что .в них обнаруживается громад ный материал, открывающий много нового в жизни писателя. И такого нового, что ни как не зафиксировано другими изданиями. Прочитайте, например, все автобиографи ческие книги и биографические исследования и попробуйте составить по ним представ ление о Горьком — отце и воспитателе сына. Вы почти ничего не найдете. А ведь это важный аспект его жизни, без которого личность Горького выступает далеко .не пол» но- Горький — большой человек и в офере «частной» жизни. Но перегородки между частным и общим в его жизни нередко очень тонки и прозрачны, часто совсем ис чезают. Эта слитность сама по себе полна глубокого нравственного смысла. Д ля ху дожника социалистической эпохи нет гра ниц, очерчивающих круг его домашнего 1 Н есколько томов предоставлены публикаци ям неизданны х к тому времени произведений Горького: 1 том — «История русской литературы » (1939), 2 том — «Пьесы и сценарии» (1941), 3 том — «Повести, воспоминания, публицистика, статьи о литературе» (1951), 6 том — «Художественные про изведения. П ланы. Н аброски. Заметки о ли тер а туре и языке» (1957). В нашем обзоре мы касаем ся только томов с публикациями писем.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2