Сибирские огни, 1968, №3

Еф. БЕЛЕНЬКИЙ » С траницы большой жизни (по книгам ,,Архива А. М. Горького1) Если бы меня попросили рекомендовать наиболее захватывающую , остросюжетную книгу, из вышедших за последние годы, я назвал бы скромный томик в стального цве­ та обложке со строгим названием: «Архив А. М. Горького, т. IX, письма к Е. П. Пеш­ ковой. '1906— 1932». В 416 .письмах перед читателем проходит жизнь писателя на про­ тяжении четверти века, составляющей не­ бывало бурную, конфликтную эпоху в исто­ рии страны и в биографии художника. Говорят, что мемуары влекут к себе сей­ час читателя чуть ли не больше художест­ венной литературы. Импонирует возмож ­ ность побыть «с глазу на глаз» с историей. Но в еще большей мере этой потребности побывать с прошлым наедине, без посредни­ ков, служ ат письма замечательных людей — подлинные документы, не рассчитанные на посторонний глаз и потому обладающие особой прелестью непредвзятого свидетель­ ского показания. А когда письма принад­ леж ат не только большому человеку, но и большому художнику, их ценность неиз­ меримо возрастает, они приобретают еще силу художественного шедевра, пленяя эс­ тетически, как произведения искусства. Человек и художник своей эпохи, Горь­ кий видел далеко, и многое в его письмах волнует нас так, как будто речь идет о н а­ шем времени. В письмах Горького читатель космической эры узнает своего современ­ ника. Великий писатель-человековед посто­ янно подчеркивал, что дело художника — жизнь людей, земные дела человеческие. «Космос мало интересует меня...— писал он.— Займемся своими, земными делами, не менее прекрасными». Но прочитав книгу К. Э. Циолковского «Причина космоса», Алексей Максимович пророчески заявляет: «И, возможно, что К алуга будет Афинами нашего мира». У Горького много автобиографических произведений. От раннего наброска «Изло­ жение фактов и дум, от взаимодействия ко­ торых отсохли лучшие куски моего сердца» до автобиографической трилогии он, к аза­ лось бы, qce говорил о своей жизни. И тем не менее, его справедливо относили к тому типу писателя, который «.неохотно говорит о себе», биографы Горького страдали от постоянного сопротивления .писателя их стремлению получить от «его те или иные справки, и редки были «счастливые минуты», когда он откликался на их просьбы. Очень многое в жизни писателя, пред­ ставляющее большой общественный и исто­ рико-литературный интерес, до сих пор ос­ тается за скобками биографических трудов о Горьком. Книги «Архива», большей частью состо­ ящие из эпистолярных циклов,1 замечатель­ ны тем, что .в них обнаруживается громад­ ный материал, открывающий много нового в жизни писателя. И такого нового, что ни­ как не зафиксировано другими изданиями. Прочитайте, например, все автобиографи­ ческие книги и биографические исследования и попробуйте составить по ним представ­ ление о Горьком — отце и воспитателе сына. Вы почти ничего не найдете. А ведь это важный аспект его жизни, без которого личность Горького выступает далеко .не пол» но- Горький — большой человек и в офере «частной» жизни. Но перегородки между частным и общим в его жизни нередко очень тонки и прозрачны, часто совсем ис­ чезают. Эта слитность сама по себе полна глубокого нравственного смысла. Д ля ху­ дожника социалистической эпохи нет гра­ ниц, очерчивающих круг его домашнего 1 Н есколько томов предоставлены публикаци­ ям неизданны х к тому времени произведений Горького: 1 том — «История русской литературы » (1939), 2 том — «Пьесы и сценарии» (1941), 3 том — «Повести, воспоминания, публицистика, статьи о литературе» (1951), 6 том — «Художественные про­ изведения. П ланы. Н аброски. Заметки о ли тер а­ туре и языке» (1957). В нашем обзоре мы касаем ­ ся только томов с публикациями писем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2