Сибирские огни, 1968, №3
Однако спектакль был явно неудачным: почти ни одному артисту не удалось хоть в какой-то мере проникнуть в образ. Таким образом, обеим постановкам пьес Горького в конце 1909 года на иркутской сцене не повезло. Должны были идти еще два горьковских спектакля. 25 ноября «Сибирь» сообщила о том, что в городском театре готовится к постановке новая пьеса М. Горького «Последние». Увы,— спектакль этот показан не был. Вероятно, его не разрешили. В начале следующего года театр Обще ственного Собрания обещал: «В воскресенье 8-го февраля вечером представлена будет известная пьеса М. Горького «Мещане» На самом ж е деле, как можно судить по дальнейшим объявлениям, в этот вечер шла... салонная веселая комедия «Игра в любовь (Флирт)», а «Мещане» так и не по явились, да и театр закрылся. В том году в театральной жизни Иркут ска (и других сибирских городов, включая Новониколаевск) пройзошло отрадное со бытие: гастролировал петербургский театр В. Ф. Комиссаржевской. П равда, великая актриса была нездорова, приезд театра за держался, и в результате — за несколько объявленных спектаклей любителям под' линного искусства, купившим билеты, были возвращены деньги. Среди несостоявшихся спектаклей — «Дети солнца». И зредка включались пьесы Горького в те годы и в последующие в репертуар театров других сибирских городов. Например, то больский театр поставил в 1909 году «Д ач ники». Местная газета после премьеры пи сала (избегая, по понятным причинам, оцен ки политического смысла этого собы тия): «Пьеса шла с замечательной естествен ностью и простотой, производившей очень сильное впечатление дружным исполне нием». Вероятно, опасаясь запрещения спек такля, рецензент осторожно заканчивает: «Можно пожелать, чтобы пьеса была по вторена». По этого не произошло — спектакль был, скорее всего, все-таки снят! В конце года тобольский театр поставил еще «На дне», но жизнь и этого спектакля была надолгой. В упоминавшейся уже книге С. С. Д ани лова «Горький и театр» сообщается на стр. 35, что в Якутском клубе Общества приказчиков в 1913 году при содействии политических ссыльных ставились «Дети солнца», а в 1916-м — «Мещане» и «На дне». Впрочем, на другой странице — 198-й — «Дети солнца» включены в список постановок 1911 г. Вероятно, противоречие объясняется опечаткой. * * * Как мы видели, далеко не все горьков ские спектакли в Сибири (впрочем, и в лю бом другом месте страны!) были подлинно горьковскими. Не так уж редко бывали честные не удачи. Встречались и спекуляции на попу лярности Горького, попытки использовать «гипноз имени» для увеличения сборов,— при явно несерьезном, бездумном отноше нии к специфичности драматургического материала, к его идейному потенциалу. Но появлялись в Сибири тех лет и ху дожественно весомые, политически острые воплощения пьес великого пролетарского писателя. И без учета этих достижений (можно сказать, ■ героических, поскольку за один сезон приходилось играть десятки пьес), без учета их плодотворного воздействия на зрителей, решительно невозможно считать сколько-нибудь полной дореволюционную сценическую историю горьковской др ам а тургии. Однако все реже и реже после пораже ния первой нашей революции шли на про винциальной сцене не только пьесы Горько го, но и вообще серьезные, глубокие произ ведения. Они включались в репертуар лишь эпизодически и как бы тонули в мутном по токе похабных фарсов, наиболее легкомыс ленных «оперетток», компрометирующих са мый жанр музыкальной комедии, и т. д. Большинство антрепренеров было озабо чено только тем, чтобы как-нибудь свести концы с концами и чем угодно привлечь «почтеннейшую публику». Но все равно ча ще всего «прогорали». Русский театр переживал жестокий кризис. В книге Б. Ростоцкого «К истории борь бы за идейность и реализм советского те атра» (М.—Л., 1950) приводится цитата из статьи дореволюционной «Правды» «Совре менный театр и рабочие», характеризовав шей положение тогдашнего театра: «Современный театр... гибнет от своего творческого худосочия и от неустойчивости своих художественных целей». Подлинное возрождение русского теат ра, подлинные успехи национальных теат ров страны, многие из которых ранее не существовали,— все это началось лишь после Великой Октябрьской социалистиче ской революции. С той поры начался и новый этап сце нической горьковианы в стране, в том чис ле — и в Сибири. Об этом речь пойдет в следующий раз.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2