Сибирские огни, 1968, №3

Однако спектакль был явно неудачным: почти ни одному артисту не удалось хоть в какой-то мере проникнуть в образ. Таким образом, обеим постановкам пьес Горького в конце 1909 года на иркутской сцене не повезло. Должны были идти еще два горьковских спектакля. 25 ноября «Сибирь» сообщила о том, что в городском театре готовится к постановке новая пьеса М. Горького «Последние». Увы,— спектакль этот показан не был. Вероятно, его не разрешили. В начале следующего года театр Обще­ ственного Собрания обещал: «В воскресенье 8-го февраля вечером представлена будет известная пьеса М. Горького «Мещане» На самом ж е деле, как можно судить по дальнейшим объявлениям, в этот вечер шла... салонная веселая комедия «Игра в любовь (Флирт)», а «Мещане» так и не по­ явились, да и театр закрылся. В том году в театральной жизни Иркут­ ска (и других сибирских городов, включая Новониколаевск) пройзошло отрадное со­ бытие: гастролировал петербургский театр В. Ф. Комиссаржевской. П равда, великая актриса была нездорова, приезд театра за ­ держался, и в результате — за несколько объявленных спектаклей любителям под' линного искусства, купившим билеты, были возвращены деньги. Среди несостоявшихся спектаклей — «Дети солнца». И зредка включались пьесы Горького в те годы и в последующие в репертуар театров других сибирских городов. Например, то­ больский театр поставил в 1909 году «Д ач­ ники». Местная газета после премьеры пи­ сала (избегая, по понятным причинам, оцен­ ки политического смысла этого собы тия): «Пьеса шла с замечательной естествен­ ностью и простотой, производившей очень сильное впечатление дружным исполне­ нием». Вероятно, опасаясь запрещения спек­ такля, рецензент осторожно заканчивает: «Можно пожелать, чтобы пьеса была по­ вторена». По этого не произошло — спектакль был, скорее всего, все-таки снят! В конце года тобольский театр поставил еще «На дне», но жизнь и этого спектакля была надолгой. В упоминавшейся уже книге С. С. Д ани­ лова «Горький и театр» сообщается на стр. 35, что в Якутском клубе Общества приказчиков в 1913 году при содействии политических ссыльных ставились «Дети солнца», а в 1916-м — «Мещане» и «На дне». Впрочем, на другой странице — 198-й — «Дети солнца» включены в список постановок 1911 г. Вероятно, противоречие объясняется опечаткой. * * * Как мы видели, далеко не все горьков­ ские спектакли в Сибири (впрочем, и в лю­ бом другом месте страны!) были подлинно горьковскими. Не так уж редко бывали честные не­ удачи. Встречались и спекуляции на попу­ лярности Горького, попытки использовать «гипноз имени» для увеличения сборов,— при явно несерьезном, бездумном отноше­ нии к специфичности драматургического материала, к его идейному потенциалу. Но появлялись в Сибири тех лет и ху­ дожественно весомые, политически острые воплощения пьес великого пролетарского писателя. И без учета этих достижений (можно сказать, ■ героических, поскольку за один сезон приходилось играть десятки пьес), без учета их плодотворного воздействия на зрителей, решительно невозможно считать сколько-нибудь полной дореволюционную сценическую историю горьковской др ам а­ тургии. Однако все реже и реже после пораже­ ния первой нашей революции шли на про­ винциальной сцене не только пьесы Горько­ го, но и вообще серьезные, глубокие произ­ ведения. Они включались в репертуар лишь эпизодически и как бы тонули в мутном по­ токе похабных фарсов, наиболее легкомыс­ ленных «оперетток», компрометирующих са­ мый жанр музыкальной комедии, и т. д. Большинство антрепренеров было озабо­ чено только тем, чтобы как-нибудь свести концы с концами и чем угодно привлечь «почтеннейшую публику». Но все равно ча­ ще всего «прогорали». Русский театр переживал жестокий кризис. В книге Б. Ростоцкого «К истории борь­ бы за идейность и реализм советского те­ атра» (М.—Л., 1950) приводится цитата из статьи дореволюционной «Правды» «Совре­ менный театр и рабочие», характеризовав­ шей положение тогдашнего театра: «Современный театр... гибнет от своего творческого худосочия и от неустойчивости своих художественных целей». Подлинное возрождение русского теат­ ра, подлинные успехи национальных теат­ ров страны, многие из которых ранее не существовали,— все это началось лишь после Великой Октябрьской социалистиче­ ской революции. С той поры начался и новый этап сце­ нической горьковианы в стране, в том чис­ ле — и в Сибири. Об этом речь пойдет в следующий раз.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2